Самая массовая и самая
непритязательная категория веб-сайтов — личные страницы (англ.
homepages), по
традиции называемые «страницами», хотя многие из них представляют собой
полноразмерные сайты. Обычно личная страница становится первой (и чаще всего
последней) пробой пера тех жителей Интернета, кого перестала удовлетворять
пассивная роль зрителя и читателя. Конечно, подавляющее большинство эта роль
вполне устраивает; тем не менее количество личных страниц студентов и
программистов, журналистов и государственных служащих, ученых и псевдоученых,
активистов и гомосексуалистов, даже пенсионеров и грудных младенцев в современном
Интернете просто поражает воображение. Не будем обсуждать здесь осмысленность
создания и ценность содержания этих страниц (на эту тему я уже высказывался на
стр. 6); достаточно заметить, что с точки зрения дизайнера подавляющее
большинство этих страниц никакого интереса не представляет.
180
Их авторам можно лишь посоветовать проникнуться строгой
красотой академического стиля (стр. 150) и по возможности пользоваться им
одним. Это не только избавит их от (вполне возможно, совсем не вызывающих у них
восторга) мук творчества, но и сделает более ясной (для самих авторов в первую
голову) структуру подаваемого материала, его внутреннюю логику, а следовательно
— и его объективную ценность. Я прекрасно понимаю, насколько дико прозвучит
этот совет для тех, кто искренне считает изобилие шикарной графики и
рекламно-никчемных образцов новейших технологий главным признаком достойных
уважения страниц. Собственно говоря, вы можете с чистой совестью пропустить
мимо ушей мое ворчание — тот факт, что вы настолько интересуетесь дизайном,
что дочитали книгу до этой точки, уже гарантирует, что сами вы не принадлежите
к этой категории.
Особенная,
легко узнаваемая манера оформления и подачи материала, свойственная большинству
личных страниц, — прямое следствие тех мотивов, которыми, сознательно или
бессознательно, руководствуются их создатели. Тщеславному желанию заявить о
себе можно давать волю, только если вам действительно есть что сказать или
показать миру. Иначе личная страница становится похожей на худшую
разновидность страниц коммерческих — на рекламные страницы фирм, которым
нечего рекламировать (боюсь, спам уже успел приучить нас к этому кажущемуся
парадоксу).
He столь многочисленная, но
куда более интересная разновидность веб-сайтов — сайты некоммерческие, принадлежащие
всевозможным добровольным объединениям, временным проектам, международным или
благотворительным организациям. К этой же категории можно отнести и
многочисленные страницы учебных заведений, университетов и научных центров,
официальные сайты некоммерческих программных проектов (например, www.lynx.browser.org ),
а также организаций вроде ISO (www.iso.ch) или Консорциума W3 .
Эти
сайты уже не производят такого обескураживающего впечатления, как личные
страницы, и это понятно — сайт, не приносящий материальной выгоды и не тешащий
чьего-то персонального самолюбия, никто не станет создавать без действительной
необходимости. А самое главное — никто не будет пытаться сделать для такого
сайта сногсшибательный дизайн, если это не очень-то нужно и если автор сам
знает, что особых способностей к оформительству у него нет. Конечно, грань
между личными и некоммерческими сайтами довольно условна. Стоит автору
чем-нибудь серьезно увлечься и захотеть увлечь этим своих посетителей, как
страница его приобретает явственные черты некоммерческого или даже
контент-сайта. Есть верный признак, позволяющий легко отличить такие сайты от
сайтов коммерческого толка: каждая страница некоммерческого сайта знает, что она
хочет сказать своим читателям,
181
и знает, зачем им это нужно. Результатом этого является логичное и последовательное
оформление, часто — сознательное использование академического стиля (который и
получил свое название по этому типу сайтов) и, в целом, почти полное отсутствие
желания пустить пыль в глаза.
Если,однако,свойсайт заводит фирма или
коммерческая организация, приоритеты вновь меняются. Как и другие, более
традиционные методы распространения бизнес-информации (буклеты, проспекты,
рекламные объявления), корпоративный сайт имеет своей главной целью создать у
посетителя образ фирмы, запоминающийся ипривлекательный.Иными словами,
сайт фирмы — инструмент рекламный почти в той же мере, что и информационный.
Современная реклама очень далеко ушла от своего исторического прообраза,
пытавшегося любой ценой всучить товар и исчезнуть; теперь реклама не сможет
достичь цели, если она не доставит читателю илизрителю удовольствия,непопытаетсяразвлечь его, удивить или заставить задуматься. Разумеется, без хорошего
дизайна при этом не обойтись, и вполне естественно, что средний уровень
корпоративных сайтов, почти всегда создаваемых профессиональными дизайнерами,
намного выше, чем «в среднем по сети».
Кроме
участия профессионалов, есть и другие обстоятельства, способствующие
качественному дизайну корпоративных сайтов. Содержимое их обновляется
сравнительно редко, что позволяет обойтись более статичным, менее гибким
дизайном, — который поэтому может, при тех же затратах труда,быть более«эстетским»именее прагматическим. По той же причине —
из-за статичности содержимого — большинство таких сайтов рассчитаны на однократное
посещение (вряд ли кто-то будет каждый день ходить на сайт, на котором почти
ничего не меняется) и потому вынуждены подходить к дизайну с особой
тщательностью, чтобы произвести нужное впечатление с первого взгляда.
Принципиальное отличие коммерческих сайтов от сайтов других категорий — даже
не в «коммерческости» как таковой, а в их отношении к читателям и к той
информации, которую они своим читателям предлагают. Как правило, коммерческие
сайты тоже знают, что они хотят сказать; но, в отличие от сайтов менее корыстных,
они совсем не уверены, зачем это нужно (и нужно ли вообще) их
читателям. Ведь именно в этом — что вам чрезвычайно интересны и нужны их фирма
и их сайт — они и пытаются вас всеми силами убедить. Такое отношение к аудитории
— «не мы для них, а они для нас» — характерно не только для корпоративных
сайтов, но и для многих личных страниц.
Конечно,
большинство корпоративных сайтов содержит информацию не только о самой фирме,
но и о ее продуктах —
182
то
есть информацию, которая должна обновляться сравнительно часто и которая
иногда нужнее клиентам, чем самой фирме. Тем самым этот вид сайтов до известной
степени сближается с некоммерческими и контент-сайтами.