Суббота, 20.04.2024, 07:37
Приветствую Вас Гость | RSS
[SEARCH_TITLE]
[SEARCH_FORM]
Главная | Типы сайтов | Регистрация | Вход
Веб-дизайн, программирование, веб-графика
Форма входа
Меню сайта

Поиск

Рейтинг@Mail.ru

Наше знакомство с веб-дизайном ло­гичнее всего начать с классификации веб-сайтов. Я проведу эту классификацию по самому естественному принципу — по принципу принадлежности владельца сайта к той или иной категории, пользуясь тем, что эта классификация хорошо коррелирует с распределением сайтов по стилю, а главное — по качеству дизайна.

Причины этой корреляции очевидны: хотя вкусы и спо­собности  отдельных  людей  и  даже   целых  организаций могут сколь угодно сильно выбиваться из общей картины, все же дизайнерская надстройка продолжает, по Марксу, благополучно определяться экономическим базисом. Если любитель в состоянии сделать себе домашнюю страницу на профессиональном уровне, он либо станет в конце концов профессиональным дизайнером, либо останется очевидным для всех исключением из правил.  И наоборот, если се­рьезная компания пока обходится любительского уровня сайтом, со временем она либо находит все-таки средства на приличный дизайн, либо разоряется и просто прекращает свое существование,

Первый шаг

 Самая массовая и самая непритязательная категория веб-сайтов — личные страницы (англ. home pages), по традиции называемые «страницами», хотя многие из них представляют собой полноразмерные сайты. Обычно личная страница становится первой (и чаще все­го последней) пробой пера тех жителей Интернета, кого перестала удовлетворять пассивная роль зрителя и читате­ля. Конечно, подавляющее большинство эта роль вполне устраивает; тем не менее количество личных страниц сту­дентов и программистов, журналистов и государственных служащих, ученых и псевдоученых, активистов и гомосек­суалистов, даже пенсионеров и грудных младенцев в совре­менном Интернете просто поражает воображение. Не будем обсуждать здесь осмысленность создания и ценность содер­жания этих страниц (на эту тему я уже высказывался на стр. 6); достаточно заметить, что с точки зрения дизайнера подавляющее большинство этих страниц никакого интереса не представляет.

180


Их авторам можно лишь посоветовать проникнуться строгой красотой ака­демического стиля (стр. 150) и по возможности пользоваться им одним. Это не только избавит их от (вполне возможно, совсем не вызывающих у них восторга) мук творчества, но и сделает более ясной (для самих ав­торов в первую голову) структуру подаваемого материала, его внутреннюю логику, а следовательно — и его объективную ценность. Я прекрасно по­нимаю, насколько дико прозвучит этот совет для тех, кто искренне считает изобилие шикарной графики и рекламно-никчемных образцов новейших технологий главным признаком достойных уважения страниц. Собственно говоря, вы можете с чистой совестью пропустить мимо ушей мое ворча­ние — тот факт, что вы настолько интересуетесь дизайном, что дочитали книгу до этой точки, уже гарантирует, что сами вы не принадлежите к этой категории.

Особенная, легко узнаваемая манера оформления и подачи материала, свойственная большинству личных страниц, — прямое следствие тех мотивов, которыми, сознательно или бессознательно, руководствуются их создатели. Тщеславно­му желанию заявить о себе можно давать волю, только если вам действительно есть что сказать или показать ми­ру. Иначе личная страница становится похожей на худшую разновидность страниц коммерческих — на рекламные стра­ницы фирм, которым нечего рекламировать (боюсь, спам уже успел приучить нас к этому кажущемуся парадоксу).

В мире .org

 He столь многочисленная, но куда бо­лее интересная разновидность веб-сайтов — сайты неком­мерческие, принадлежащие всевозможным добровольным объединениям, временным проектам, международным или благотворительным организациям. К этой же категории можно отнести и многочисленные страницы учебных за­ведений, университетов и научных центров, официальные сайты некоммерческих программных проектов (например, www.lynx.browser.org ), а также организаций вроде ISO (www.iso.ch  ) или Консорциума W3 .

Эти сайты уже не производят такого обескураживающего впечатления, как личные страницы, и это понятно — сайт, не приносящий материальной выгоды и не тешащий чьего-то персонального самолюбия, никто не станет создавать без действительной необходимости. А самое главное — никто не будет пытаться сделать для такого сайта сногсшибательный дизайн, если это не очень-то нужно и если автор сам знает, что особых способностей к оформительству у него нет. Конечно, грань между личными и некоммерческими сайтами довольно условна. Стоит автору чем-нибудь серьезно увлечься и захотеть увлечь этим своих посетителей, как страница его приобретает явственные черты неком­мерческого или даже контент-сайта. Есть верный признак, позволяющий легко отличить такие сайты от сайтов коммерческого толка: каждая стра­ница некоммерческого сайта знает, что она хочет сказать своим читателям,

181

и знает, зачем им это нужно. Результатом этого является логичное и по­следовательное оформление, часто — сознательное использование акаде­мического стиля (который и получил свое название по этому типу сайтов) и, в целом, почти полное отсутствие желания пустить пыль в глаза.

Скорей любите нас

  Если,  однако,  свой  сайт за­водит фирма или коммерческая организация, приоритеты вновь меняются. Как и другие, более традиционные методы распространения бизнес-информации (буклеты, проспекты, рекламные объявления), корпоративный сайт имеет своей главной целью создать у посетителя образ фирмы, запо­минающийся и  привлекательный.  Иными словами, сайт фирмы — инструмент рекламный почти в той же мере, что и информационный. Современная реклама очень дале­ко ушла от своего исторического прообраза, пытавшегося любой ценой всучить товар и исчезнуть; теперь реклама не сможет достичь цели, если она не доставит читателю или  зрителю удовольствия,  не  попытается  развлечь его, удивить или заставить задуматься. Разумеется, без хорошего дизайна при этом не обойтись, и вполне естественно, что средний уровень корпоративных сайтов, почти всегда созда­ваемых профессиональными дизайнерами, намного выше, чем «в среднем по сети».

Кроме участия профессионалов, есть и другие обстоятель­ства, способствующие качественному дизайну корпоратив­ных сайтов. Содержимое их обновляется сравнительно ред­ко, что позволяет обойтись более статичным, менее гибким дизайном, — который поэтому может, при тех же затратах труда,  быть более  «эстетским»  и  менее прагматическим. По той же причине — из-за статичности содержимого — большинство таких сайтов рассчитаны на однократное по­сещение (вряд ли кто-то будет каждый день ходить на сайт, на котором почти ничего не меняется) и потому вынужде­ны подходить к дизайну с особой тщательностью, чтобы произвести нужное впечатление с первого взгляда. Принципиальное отличие коммерческих сайтов от сайтов других катего­рий — даже не в «коммерческости» как таковой, а в их отношении к чи­тателям и к той информации, которую они своим читателям предлагают. Как правило, коммерческие сайты тоже знают, что они хотят сказать; но, в отличие от сайтов менее корыстных, они совсем не уверены, зачем это нужно (и нужно ли вообще) их читателям. Ведь именно в этом — что вам чрезвычайно интересны и нужны их фирма и их сайт — они и пытаются вас всеми силами убедить. Такое отношение к аудитории — «не мы для них, а они для нас» — характерно не только для корпоративных сайтов, но и для многих личных страниц.

Конечно, большинство корпоративных сайтов содержит ин­формацию не только о самой фирме, но и о ее продуктах —

182

то есть информацию, которая должна обновляться срав­нительно часто и которая иногда нужнее клиентам, чем самой фирме. Тем самым этот вид сайтов до известной степени сближается с некоммерческими и контент-сайтами. 

-->
Ксения Собчак официальный сайт
Copyright MyCorp © 2024