Начнем
с выбора кегля. Очевидно, что чем крупнее шрифт, тем более громко, явственно
звучит набранный им текст. Однако во многих случаях верно и обратное. Как на
географической карте труднее всего заметить надпись, набранную аршинными
буквами через весь лист, так и слишком крупные заголовки могут ускользать от
внимания читателя, восприниматься скорее как декоративное пятно, чем как
носитель информации. И наоборот, мелкие надписи заставляют читателя
всмотреться, потратить больше времени на чтение и потому полнее воспринять и
лучше запомнить информацию. (Разумеется, этим нельзя злоупотреблять: мелкий
текст будет с гарантией прочитан только тогда, когда его немного и он окружен
достаточно большим пустым пространством или же находится в фокусе внимания, на
пересечении «силовых линий» восприятия — стр. 167.)
Ограничения
на объем графических файлов на веб-страницах (стр. 176) делают использование
мелкого текста особенно привлекательным, так что многие профессиональные
страницы и в самом деле оставляют впечатление работы художника-миниатюриста. И
наоборот, изобилие бессмысленно крупных надписей, пытающихся «грубой силой»
размера заглушить диссонансы своего цветового и шрифтового оформления, — один
из вернейших признаков безнадежно любительского дизайна.
Крупными
кеглями, однако, пренебрегать все же не стоит — они составят прекрасный
контраст мелким надписям (не забывайте только о принципе ограничения пропорций
139
сверху,
стр. 83), а их «повышенную громкость» можно обыграть, использовав их для
второстепенных по информационной важности элементов — таких как логотип фирмы
(если читатель и так уже знает, на сайте какой фирмы он находится) или
заголовки в форме риторических вопросов. Нередко можно видеть очень крупные,
но бледные и размытые фоновые надписи, повторяющие то, что уже набрано более
мелким и четким шрифтом на переднем плане.
Если
разница кегля двух надписей поддерживает контраст их шрифтов, то для надписи
большего кегля обычно лучше воспользоваться рубленым шрифтом, потому что
увеличенный кегль хорошо сочетается с его жирным начертанием. С другой стороны,
в повышенном кегле может красиво смотреться и шрифт с засечками, в котором при
этом становятся видны подробности его сложного контура; и наоборот, надписи
небольшого размера лучше читаются, если они набраны шрифтом без засечек (см.
также стр. 81).
При
изменении кегля текстовой надписи нужно очень осторожно обращаться с пропорциями
букв. Небольшое растяжение или сжатие (не превышающее 10—20% от исходного
размера) для лучшего выравнивания или координации с другими элементами вполне
допустимо, если в ближайшем соседстве с этой надписью нет того же шрифта в
исходном, неискаженном виде. Однако более сильные перетяжки самым плачевным
образом сказываются на эстетике шрифта, в особенности на соотношении толщины
горизонтальных и вертикальных штрихов.
Это
значит, в частности, что шрифты типа новой антиквы, у которых контраст штрихов
и без того значителен, лучше поддаются сжатию и растяжению, чем, скажем,
антиква переходная. Кроме того, довольно терпимы к искажениям рубленые шрифты
— их форма проще и потому более эластична, чем у шрифтов с засечками. Для
сжатого по горизонтали шрифта несколько сгладить дурное впечатление может
подчеркнутая нехватка места (например, Установка его «враспор» между другими
элементами или краями композиции), но даже и в этом случае лучше пользоваться
специально разработанными узкими (condensed) шрифтами.
Поскольку
кегль шрифта измеряется по высоте заглавных букв, тогда как отношение высоты
строчных к высоте заглавных разное у разных шрифтов, вряд ли стоит обращать
140
большое
внимание на величину кегля в пунктах или других единицах измерения. Добиваясь
равной высоты (или другого требуемого соотношения размеров), кегли разных
шрифтов следует подбирать визуально и в заголовочных элементах,
и в основном тексте.
К сожалению, совет этот неприменим к тексту в HTML (стр. 215), который
у разных пользователей будет иметь разный размер, что приходится учитывать в
веб-дизайне. В CSS2,
с другой стороны, предусмотрен особый механизм выравнивания расположенных по
соседству шрифтов не по паспортной величине кегля, а по реальной высоте
строчных букв (стр. 218).
Если расстановка заглавных
букв в обычном тексте определяется правилами орфографии, то заголовки и другие
выделенные элементы могут использовать разные стили — все заглавные, все
строчные, заглавная только первая буква фразы или (распространенный в
английском стиль, к счастью, так и не прижившийся на русской почве) первые
буквы всех значимых слов.
Стиль
«все заглавные» в электронной почте (да и в любом обычном тексте) ассоциируется
с повышенной громкостью голоса, криком. Тот же эффект может наблюдаться и в заголовках,
особенно если текст достаточно длинен, а кегль шрифта велик. Однако в коротких
надписях небольшим кеглем неприятная назойливость пропадает, и стиль этот
обнаруживает свое истинное звучание — строгое и чистое, чем-то неуловимо
напоминающее об античности (древние римляне, как известно, строчных букв не
имели). Геометрическая простота заглавных букв по принципу контраста лучше
сочетается со шрифтами с засечками, а особо мелкий кегль даже требует
использования заглавных, так как более близкие друг к другу по своему рисунку
строчные буквы могут быть в таком размере трудноразличимы. Стиль «все
заглавные» не годится для курсивов и тем более декоративных рукописных
шрифтов.
Выделение
заглавной только первой буквы фразы, делающее ее неотличимой от фразы в обычном
тексте, придает ей звучание ровное, повествовательное, несколько суховатое (его
можно сделать еще более отчетливым, добавив в конце точку). Визуально этот
стиль вводит сильную асимметрию (начало фразы с заглавной буквой «перетягивает»
конец), поэтому его нельзя использовать в выраженно симметричных композициях.
Заглавные
Первые Буквы Значимых Слов (англ. InitialCaps) заставляют англоязычный заголовок
звучать газетно, рекламно, самоуверенно, а в последнее время этот стиль
141
приобретает
к тому же явственный привкус старомодности (его использование ограничено почти
исключительно названиями компаний и заглавиями книг, песен, фильмов и т.п.).
По-русски такое оформление фразы допустимо только изредка в переводах с
английского, в которых требуется сохранить «дух оригинала». В заголовках,
содержащих смесь строчных и заглавных букв, нельзя пользоваться разрядкой (стр.
142).
Особого
внимания заслуживает стиль «все строчные», завоевывающий все большую
популярность в разных областях дизайна. Строка или слово, набранные одними
строчными буквами, производят впечатление вырванных из контекста, подвешенных в
воздухе. Это может быть уместным, если надпись, например, является одной из
кнопок на навигационной панели или частью какого-либо иного целого,
обеспечивающего необходимый контекст восприятия. Если же этот стиль
используется для отдельно стоящих, информационно слабо связанных с окружением
элементов, набранный таким образом текст может приобрести раздражающе
нарочитое, иногда даже несколько претенциозное звучание. Фразы в этом стиле
чем-то напоминают бессвязные, сомнамбулические фоновые голоса в записях «Пинк
Флойд».
С
другой стороны, частое применение стиля «все строчные» делает его все более
привычным и нейтральным для восприятия. Некоторая отстраненность в его звучании
определенно остается, так что не стоит пользоваться этим стилем для строгих
деловых страниц, — однако во многих других случаях он вполне уместен.
Огромное влияние на
восприятие текста оказывают интервалы набора — расстояния между буквами в
словах, между словами и между строками в абзацах. Развивая аналогию с голосом,
читающим текст, величины интервалов можно уподобить быстроте произнесения слов
— с той только разницей, что интервалы в наборе можно менять по двум
измерениям, а не по одному.
Прежде
чем пускаться в эксперименты, позаботьтесь о правильной установке
межбуквенного расстояния в зависимости от кегля шрифта. Чем меньше кегль
шрифта, тем свободнее, дальше друг от друга должны стоять буквы, и наоборот —
чем крупнее шрифт, тем относительно теснее должен быть набор (рис. 37).
Интервалы «по умолчанию» в большинстве шрифтов рассчитаны на кегль 10
Где
он стоял опершись на статую. С лицом перепол Где он стоял опершись на статую. С
лицом
пунктов
(приблизительно такой, как у основного текста в этой книге). Регулировка
плотности набора, называемая трекингом (tracking), в некоторых программах делается
автоматически, но в других ее приходится осуществлять вручную.
Трекинг
сдвигает или раздвигает все буквы на одну и ту же величину, исправляя тем самым
кажущееся изменение плотности при изменении кегля. Но многие пары букв при этом
по-прежнему оказываются стоящими слишком тесно или слишком свободно — например,
даже если сдвинуть буквы «Г» и «А» вплотную, визуально между ними будет
«дырка», обусловленная формой этих букв. Такие «дырки» и «слипания» букв,
особенно заметные в крупном кегле, дизайнер должен исправлять вручную.
Регулировка
эта называется кернингом (kerning). Во
многих шрифтах содержатся данные для автоматического кернинга определенных пар
букв (обычно только латинского алфавита), однако далеко не все программы
пользуются этой информацией и далеко не всегда результаты автоматического
кернинга хорошо смотрятся во всех размерах. Возьмите себе за правило не
оставлять ни одной надписи с достаточно крупным шрифтом без ручной регулировки
расстояния между символами (рис. 38).
Трекинг
и кернинг изменяют межбуквенные интервалы незначительно, чисто косметически.
Однако ничто не мешает вам раздвинуть буквы в строке на любое расстояние (лишь
бы текст при этом оставался читабельным текстом, а не превращался в набор
отдельных букв). Разрядка, так же как и курсив и почти любое нестандартное
написание, заставляет текст звучать подчеркнуто, медленно и даже торжественно
(вспомните речь ангелов в «Москве—Петушках» Венички Ерофеева). Хотя английской
типографской традиции выделение разрядкой несвойственно, в англоязычных
заголовках оно дает сходный эффект.
Особенно
сильное впечатление увеличение межбуквенных интервалов производит в сочетании
со стилем «все строчные». При использовании только заглавных букв, наоборот,
растянутый заголовок выглядит привычнее и строже. (Смесь регистров с разрядкой
лучше не употреблять.) Если же из композиции очевидно, что разрядка была
введена только для того, чтобы уравнять длину строки с длиной какого-то другого
элемента, необычность звучания почти исчезает,
143
заглушенная
удовлетворением от аккуратной подгонки и координации частей (рис. 39).
Иногда
в заголовках применяются и отрицательные межбуквенные интервалы, т. е.
наложение букв друг на друга. При этом буквы надписи могут окрашиваться в
разный цвет (пример 13), бросать друг на друга тени или просто «срастаться» в
единое целое (см. пример на рис. 39); особенно удобны для этого жирные
рубленые шрифты, тесному контакту которых не мешают засечки.
Если
абзац содержит больше трех строк текста, можно попробовать растянуть его по
вертикали, увеличив интервалы между строками (интерлиньяж). Это нередко
делается с теми же целями, что и горизонтальная разрядка, — для выравнивания
текстового блока по высоте с другим элементом или просто для того, чтобы
заполнить коротким текстом побольше места. Хотя и в меньшей степени, чем
горизонтальная разрядка, этот прием выделения также придает тексту характерно
свободное, неспешное, убедительное звучание. Особенно хорошо растянутый интерлиньяж
смотрится с теми шрифтами, у которых высота заглавных
сильно
превосходит высоту строчных.
В
заголовках иногда применяется и противоположный прием — нулевой интерлиньяж,
при котором строки текста Вплотную прилегают друг к другу, а выступающие элементы
букв даже заезжают на соседнюю строку. Чтобы прием этот не смотрелся ошибкой
или неаккуратностью, а придавал заголовку динамичность и выразительность,
обостряя смысловые отношения внутри текста, нужно выполнить довольно много
условий, самое главное из которых — достаточный контраст между сталкиваемыми
строками по шрифту, кеглю или цвету (а лучше всего — сразу по нескольким
параметрам). Скажем, если сделать верхнюю строку крупным шрифтом более светлого
цвета, наложение на нее выступающих элементов букв нижней, набранной меньшим
кеглем и более темной по цвету строки будет восприниматься естественно, не
будет раздражать взгляд или мешать чтению.
Кроме
того, учтите, что при нулевом интерлиньяже линия стыка строк становится весьма
сильной осью композиции, требующей координации (чаще всего выравнивания по
высоте) с другими элементами и не терпящей в непосредственной близости от себя
других активных горизонталей (так что прием этот лучше не применять к блокам из
трех
и больше строк). И наконец, «сплющенный» заголовок будет смотреться
выразительно только тогда, когда его теснота подчеркнута достаточно большим
количеством пустого пространства вокруг него.
Вспомнив принципы размещения материала на плоскости, о
которых мы говорили на стр. 86, вы без труда сообразите, что два последних
приема — увеличенный против обычного или нулевой интерлиньяж — суть частные
случаи двумерного размещения букв с явным предпочтением одного из направлений.