Пятница, 26.04.2024, 07:25
Приветствую Вас Гость | RSS
[SEARCH_TITLE]
[SEARCH_FORM]
Главная | Позиционирование | Регистрация | Вход
Веб-дизайн, программирование, веб-графика
Форма входа
Меню сайта

Поиск

Рейтинг@Mail.ru

Последний

раздел этой главы, в сравнении с предыдущими, посвя­щен вопросу более общему по охвату и в то же время более техническому по характеру. Рассмотрев основные типы эле­ментов, составляющих веб-страницу, мы должны теперь разобраться с теми средствами, которые предлагают совре­менные веб-технологии для размещения этих элементов на плоскости страницы.

Эстетические принципы построения композиции, показы­вающие зависимость восприятия элемента и его отношений с другими элементами от положения на странице, — иными словами, ответы на вопрос «почему» — были предметом гл. II. Здесь нам остается ответить на вопрос «как», поль­зуясь техническими сведениями, которые вы почерпнули из гл. I (и, вероятно, из вашего личного опыта). Сле­дующая же глава будет целиком посвящена внутреннему устройству графических элементов, имеющих множество своих собственных технических «как» и эстетических «по­чему».

234

Вообще говоря, точное позиционирование материала по двум (и даже, как мы увидим ниже, по трем) измере­ниям есть второе по важности из условий творческой свободы дизайнера (первое — возможность пользовать­ся графикой). Характерно, что дизайнер Дэвид Сигель — вероятно, самый известный из популяризаторов визуального подхода к веб-дизайну — прославился в первую очередь изобретением невидимой распорки из однопиксельного GIF'a (стр. 237).

Таблицы и распорки

Простейший механизм размещения мате­риала, доступный в обоих визуальных броузерах (в Netscape начиная с версии 2 и в MSIE с версии 3), — это ис­пользование таблиц, чаще всего не имеющих разлиновки и фоновой заливки ячеек и потому невидимых (видимо только их содержание, единственно ради позиционирова­ния которого и вводится таблица). Прием этот позволяет регулировать расстояния между элементами с точностью до пиксела, что является важнейшим — хотя и практически единственным — достоинством этой технологии.

Если абстрагироваться от семантики, таблица для дизай­нера — не более чем инструмент, позволяющий размерам одних элементов влиять на размеры и положение дру­гих. Изменяя высоту или ширину некоей ячейки, мы тем самым меняем высоту соответствующей строки и шири­ну соответствующей колонки, влияя на размеры текстовых блоков и выравнивание изображений по всей таблице. Ины­ми словами, таблица служит своеобразной «средой передачи информации» о размерах и расположении элементов.

Для текстовой части документа таблицы — единственный (если не считать CSS) инструмент, позволяющий устана­вливать произвольную величину полей, ширину колонки текста, а также верстать текст в несколько колонок. С гра­фическими вставками таблицы используются чаще всего для составления сложных композиций из многих изображений, перемежаемых текстом и ссылками, с гарантированным взаимным расположением. Такой подход, в сравнении с «целиковой отливкой» больших графических блоков, вы­годен и с точки зрения доступности информации, и с точки зрения экономии объема файлов (стр. 176).

В некоторых случаях при размещении графики можно вообще обойтись без таблиц или, по крайней мере, упростить их, уменьшив в них количество ячеек. Горизонтальный ряд вплотную прилегающих друг к другу графи­ческих вставок, выровненных по нижнему краю, можно получить, просто

235

поставив подряд соответствующие теги IMG. Прервав этот ряд тегом BR, вы начнете следующую «строку», прилегающую верхним краем самой высокой из картинок к нижнему краю предыдущей «строки». Собственно говоря, поведение графических вставок при этом ничем не отличается от поведения букв в абзаце за тем исключением, что броузер может сам перенести такую «строку» после любой «буквы» (если она грозит вылезти по ширине за край окна или за границу отведенной для нее ячейки); предотвратить перенос можно, заключив строку картинок внутрь <NOBR> ... </NOBR>.

Дурная наследственность

Как уже упоминалось, главным достоинством таблиц является возможность упра­влять положением элементов с точностью до пиксела. Недостатки же этой технологии более разнообразны. Пре­жде всего, хотя содержимое ячеек можно позиционировать относительно друг друга и относительно точки привязки всей таблицы, положение этой последней относительно границ окна броузера, к сожалению, непостоянно и может «плавать» с заметной амплитудой в зависимости от теку­щего размера окна, базового кегля текста, величины полей (стр. 194) и проч.

Если сравнивать табличную верстку с возможностями, пре­доставляемыми CSS, то ближайшим аналогом таблицы будет относительное (relative), а не абсолютное позиционирова­ние. Если не учитывать тот факт, что таблица (как блочный элемент, стр. 240) всегда начинает собой новый абзац, то координаты размещенного в таблице элемента отсчиты­ваются именно от той позиции, которую он занимал бы в отсутствие таблицы и в которой теперь расположена точка привязки этой таблицы.

Конечно, чаще всего с помощью таблиц моделируется именно абсолютное позиционирование относительно гра­ниц окна: чтобы свести на нет влияние нетабличного материала, в таблицу заключается вся страница, так что мириться приходится только с неодинаковостью ее внеш­них полей (как я уже писал, величина этих полей точному контролю не поддается). При этом, однако, ощутимым ста­новится другой недостаток этой технологии: броузер может выводить на экран таблицу только тогда, когда ему известны габариты всех ячеек, — т. е. не раньше, чем из сети догру­зятся все изображения, тексты и HTML-код, составляющие таблицу. Результатом может стать раздражающая задержка с выводом информации на экран.

Сообщив броузеру заранее ширину и высоту всех размеща­емых в таблице изображений с помощью атрибутов height и width тега IMG, эту задержку можно сильно сократить —

236

но только в том случае, если размеры указаны, опять-таки, для всех без исключения изображений. Даже одна графическая  вставка неизвестных броузеру размеров задержит вывод всей страницы до тех пор, пока не придет из сети начало соответствующего графического файла, по которому броузер сможет определить его габариты. Поэтому атрибуты height и width абсолютно обязательны для жесткого табличного дизайна. В академическом же стиле, наоборот их следует избегать — как потому, что  атрибуты эти не входят в стандарт HTML 2.0, так и потому, что жесткое указание размеров графики иногда не позволяет прочесть alt-тексты  графических  вставок тем   пользователям,  ко­торые отключили в своих визуальных броузерах загрузку графики.

Тот факт, что в таблице положение любого элемента зависит от размещения всего остального материала, делает этот прием позиционирования весьма чувствительным к ошибкам разметки, так же как и к различиям (увы, су­ществующим) между алгоритмами верстки таблиц в визуальных броузерах. Конечно, в этой области совместимости гораздо больше, чем, к приме­ру, в CSS, — вполне естественно, что производители броузеров обращают особое внимание на механизм, ответственный за форматирование подавля­ющего большинства страниц в Интернете. И все же нужно отдавать себе отчет в том, что этот прием (по-английски его бы стоило назвать «trick» или даже «hack») по своей логической обоснованности очень напоминает строительство дома из пакетов из-под сока.

Двойное дно

Еще один недостаток табличного позици­онирования — невозможность наложения элементов друг на друга (иными словами, расстояние между двумя объектами не может быть отрицательным). Изобретательные дизайне­ры и здесь нашли выход из положения: неповторяющиеся фоновые изображения (стр. 283) становятся в их компози­циях самостоятельным слоем, содержимое которого так или иначе соотносится с элементами переднего плана. К сожа­лению (стр. 194), совмещения с точностью до пиксела при этом достигнуть не удается; однако и то, что есть, позволяет добиться интересных результатов (пример 1). Прием этот вполне допустим в тех случаях, когда он пре­следует чисто художественные цели. Иногда, однако, в фон выносится часть значимой информации страницы, в неко­торых случаях — текст и даже ссылки, реализуемые с по­мощью прозрачных графических вставок, залинкованных и наложенных на нужные области фона. Такое трюкачество одобрить уже нельзя — «выпавшая на дно» информация безвозвратно теряется для невизуальных броузеров и ав­томатических сборщиков информации: ведь даже если бы у фонового изображения был свой alt-текст, его место

в линейном текстовом эквиваленте страницы определить было бы невозможно.

Белое место

Возможности табличной верстки были бы сильно ограничены, если бы дизайнер не мог управлять расстоянием между содержимым ячеек. Интервалы вокруг всех ячеек одновременно можно менять с помощью атрибутов cellspacing и cellpadding тега TABLE (чаще всего оба эти атрибута обнуляются). Но чтобы раздвинуть всего некое заранее заданное расстояние отдельно взятую пару объектов, между ними нужно поставить какую-то распорку.

Общепринятый способ изготовления распорок (тот самый, изобретенный Сигелем) основан на том, что, если указан­ные в атрибутах width и height размеры изображения не совпадают с его естественными размерами (записанными в самом GIF- или JPEG-файле), броузер обязан масштаби­ровать это изображение до размеров, указанных в HTML. Достаточно, таким образом, взять полностью прозрачный GIF-файл минимальных размеров — 1 на 1 пиксел — и при­писать ему требуемую ширину (не забыв указать height=l, чтобы подавить пропорциональное увеличение высоты) или, соответственно, высоту (не забыв width=l) — и мы полу­чим невидимую графическую вставку требуемых размеров, вполне годящуюся на роль распорки.

Достаточно иметь единственную копию такого однопиксельного GIF'a на весь сайт; HTML-файлы могут содержать сколько угодно не мешающих друг другу ссылок на эту копию с указанием разных размеров. Важно также не забы­вать указывать alt="" при всех таких распорках (как и при любой другой служебной графике), чтобы не раздражать «исподним» визуального форматирования тех, кому нужен лишь текстовый образ вашей страницы.

Простейший и дающий наиболее предсказуемые результаты вариант использования графической распорки — вставка ее в выделенную специально для этого случая ячейку таблицы, которая передаст свою ширину или высоту соответствующе­му столбцу или строке. Можно, однако, ставить распорки и в те ячейки, в которых уже есть текст или изображения. Как и любые другие графические вставки, распорки ведут себя при этом подобно буквам текста: горизонтальные ставки  раздвигают  материал,  а  вертикальные  отодвигают текущую строку от предыдущей  (чтобы этот эффект был заметен, высота распорки должна превышать высоту

238

самого высокого элемента текущей строки; гарантирован­ную вертикальную раздвижку можно получить, вставив между элементами вертикальную распорку, с обеих сторон отбитую тегами BR). В частности, в абзацах текста гра­фическими распорками можно пользоваться для имитации абзацных отступов и даже для увеличения интерлиньяжа (в последнем случае по вертикальной, одинаковой высо­ты распорке нужно поставить вплотную к каждому слову текста); сейчас, к счастью, ничто не мешает пользовать­ся CSS для достижения тех же результатов без всяких распорок.

Если вы никак не можете разобраться в странностях поведения невиди­мых распорок на ваших страницах, для отладки можно порекомендовать такой прием: заведите еще один однопиксельный GIF-файл, но не про­зрачный, а какого-нибудь яркого цвета, и временно подставьте его вместо прозрачного пиксела в тот каталог, где у вас хранятся изображения. Все не­видимые распорки при этом станут видимыми, и расставить их по местам будет намного легче.

Для горизонтальной раздвижки символов текста лучше пользоваться не графическими распорками, а неразрывае­мым пробелом. Последовательность символов &nbsp; в любом месте документа (в том числе, кстати, и в заглавии, стр. 199) воспроизводится броузером как одиночный текстовый про­бел, который, в отличие от обычных пробелов, не сливается с соседними пробелами, не исчезает в конце строки и в на­чале абзаца, а главное — не позволяет броузеру вставить перенос строки между символами, вплотную к которым он стоит (отсюда и его название — «неразрываемый пробел» не позволяет разорвать строку).

Неразрываемыми пробелами особенно удобно пользоваться для увеличения межсловных пробелов, имитации разрядки и абзацных отступов, так как ширина их (как и ширина обыч­ных пробелов) пропорциональна текущему кеглю шрифта. На стр. 229 перечислены также обязательные, предписы­ваемые типографскими традициями случаи употребления неразрываемого пробела для предотвращения переносов и увеличения интервалов в некоторых особых случаях.

Ксения Собчак официальный сайт
Copyright MyCorp © 2024