Особого
внимания заслуживает атрибут alt тега IMG,
предназначенный для записи текстового эквивалента изображения. Значением этого
атрибута может быть строка символов, содержащая любые подстановки (например,
), но не содержащая других тегов. (Впрочем, сам тег IMG
можно вставить внутрь парного тега логического форматирования — например, HI, —
чтобы приписать его alt-тексту соответствующую структурную
роль и средства выделения в неграфических броузерах.)
Главный
принцип, который нужно при этом иметь в виду, формулируется так: alt-текст
должен давать текстовый эквивалент информации, содержащийся в изображении,
а не некую метаинформацию о самом этом изображении. С этой точки
зрения исключительно неуместно смотрятся
36
вставляемые
иногда в alt-тексты размеры файлов изображений в
байтах или же советы типа «Включите загрузку графики, чтобы увидеть эту картинку».
В простейшем случае, когда картинка содержит заголовок, надпись на кнопке или
другой текст, ее атрибут alt обязан содержать в точности
этот самый текст и ни слова больше. Ниже перечислены некоторые распространенные
типы изображений и принципы выбора alt-текстов для них:
•
Для распорок (стр. 237) и декоративных элементов, не несущих никакой
информации, обязательно указывать пустой alt-текст
(alt="").
Как ни странно, этот простейший случай не является значением по
умолчанию, так что автор должен сам позаботиться об обнулении alt-текста
во всех вспомогательных изображениях.
•
Для маркеров элементов списка пользуйтесь или последовательными номерами (в
текстовых броузерах и особенно при чтении страницы вслух они сильно облегчают
восприятие даже тех списков, которые «в графике» лучше смотрятся без
нумерации), или же тем символом, который обычно используется для этой цели в
текстовых списках — звездочкой (*).
•
Дляразделителей,аналогичныхпо функциитегу HR
(стр. 203), подходящим alt-текстом будет ряд небуквенных
значков — например, "======" или "******".
С
другой стороны, такое решение неплохо смотрится только в текстовых броузерах
вроде Lynx, тогда как владельцам речевых броузеров, скорее всего,
не очень-то понравится слушать монотонное «знак равенства, знак равенства, знак
равенства...»
•
Для кнопок панелей навигации (стр. 208) и всех прочих изображений-ссылок
разумно принять особое правило оформления alt-текстов
(например, я рекомендую заключать их в квадратные скобки). Это следует делать не
только для того, чтобы ссылки легко было найти в текстовом эквиваленте
страницы, но и для отделения alt-текстов друг от друга:
дело в том, что, если графические вставки идут одна за другой без пробелов, их alt-тексты
также не будут ничем разделены, если только пробелы или другие
символы-разделители не предусмотрены в них самих.
Приведенные здесь правила рассчитаны на то, чтобы
облегчить доступ к информации на любых платформах и в любых средах —
графической, текстовой или звуковой (стр. 34). В последнее время, однако,
графические
37
броузеры несколько переопределили семантику атрибута alt: начиная с четвертых
версий броузеры Netscape и Microsoft не только показывают alt-текст на месте отсутствующей графики, но и выводят его в
виде «всплывающей подсказки» (floatingtip), возникающей при поднесении курсора мыши к изображению. С
одной стороны, это нововведение заставит визуальных дизайнеров внимательнее
относиться к расстановке alt-текстов на своих страницах — не писать туда что попало и
не забывать о пустых alt-текстах
у вспомогательных изображений. С другой стороны, непосредственное участие alt-текстов в процессе
интерактивного исследования страницы заставляет дизайнера отказаться от
дословного воспроизведения в alt-текстах содержимого графических вставок: сейчас не
редкость страницы, в которых, например, alt-тексты дают расширенные пояснения для слишком лаконичных
или же вообще лишенных текста кнопок навигации.
В HTML существует
два способа сделать так, чтобы части одного изображения служили ссылками на
разные адреса: серверные (server-side) и клиентские (client-side) изображения-карты (imagemaps). Первый
из этих способов, предполагающий посылку серверу координат точки, в которой
произошел щелчок мыши, и получение в ответ URL-адреса,
на который нужно перейти, сейчас встречается уже довольно редко, и это нельзя
не приветствовать: поскольку само понятие «координат» имеет смысл только в
графической среде, оформленные таким образом ссылки по определению недоступны
никому, кроме пользователей графических броузеров.
Клиентские
изображения-карты, которые хранят конфигурацию областей, чувствительных к
щелчку мыши, и соответствующие им URL прямо в HTML-файле,
с этой точки зрения куда предпочтительнее: неграфический броузер может,
проигнорировав само изображение, представить список его чувствительных областей
в виде обычных ссылок. Для этого нужно не забыть снабдить каждый тег AREA
внутри тега MAP атрибутом alt
(который, кстати, согласно стандарту является его единственным обязательным атрибутом),
чей текст и будет оформлен в виде соответствующей ссылки.
Еще
предпочтительнее, однако, совсем отказаться от карт и разрезать изображение на
отдельные «кнопки», не забыв прописать для каждой соответствующий alt-текст.
Графические броузеры позволят вам заверстать изображения вплотную без
каких-либо швов или зазоров, так что дизайн страницы от этого не пострадает.
Кроме гарантированной Доступности в неграфических средах, это решение позволяет
иногда понизить для исходного изображения цветовую
38
глубину
и, соответственно, уменьшить общий объем файлов страницы (стр. 253).