Переходя
от общих вопросов устройства сайта и формата веб-страницы к отдельным элементам
дизайна, мы должны прежде всего разбить эти элементы на два примерно равных по
важности класса: текстовые блоки и графические вставки (этим
словосочетанием я попытался перевести английское inlineimages).
Конечно,
не так уж редко на веб-страницах встречаются и более экзотические объекты —
поля бланков, Java-апплеты. Однако именно текст и графика
остаются и всегда будут оставаться основными носителями информации в Интернете.
Все, что нужно знать веб-дизайнеру об оформлении текстовых блоков, собрано в
одном из разделов этой главы (стр. 215). Создание веб-графики — тема более
обширная, и ей целиком посвящена гл. IV (стр. 243). Здесь же мне
хотелось бы отметить, что противопоставление текста и графики, как частное
проявление дуализма содержания и представления в дизайне, особенно наглядно
проявляется именно в дизайне заголовков.
И
все же первое, на что падает наш взгляд, просматривающий страницу сверху вниз,
- это не графическая вставка и даже не совсем текст, а заглавие, строка
в заголовке окна броузера, в исходном коде страницы размеченная тегом TITLE.
Важность
этого элемента часто недооценивается. Хотя заглавие и не относится к дизайну
собственно страницы и вообще человеком замечается редко, для поисковых
200
роботов
и прочих автоматических сборщиков информации это — единственный способ получить
краткое и осмысленное резюме содержания страницы. Если страницы лишены
заглавий (кстати говоря, согласно спецификации HTML
тег TITLE должен обязательно присутствовать в любом документе),
поиск и ориентировка в содержимом сайта будут сильно затруднены.
Не
нужно бояться делать заглавия слишком длинными — длинное и подробное, пусть и
обрезанное при выводе заглавие лучше, чем короткое и невразумительное. Прочтите
свое заглавие и подумайте — достаточно ли оно осмысленно само по себе, вне
контекста страницы?
В
автоматических поисковых системах текст заглавия всегда имеет больший вес, чем
текст самой страницы, поэтому удлинение заглавия автоматически повышает
поисковый рейтинг страницы. Имеет смысл указать в заглавии не только тему
данной страницы, но и заголовок того раздела сайта, к которому она принадлежит,
а иногда и название всего сайта (которое, таким образом, будет общей частью
заглавий всех его страниц). Части таких иерархических заглавий лучше всего
располагать справа налево, так чтобы часть, относящаяся к текущей странице,
стояла в начале, а название всего сайта — в конце. (А элементом, общим для всех на
свете сайтов и страниц, будет название броузера, которое потому вполне логично
приписывается самим броузером в самом конце строки заголовка окна.)
После
стоящего несколько особняком заглавия (title) логично перейти к иерархии заголовков (headings) на самой странице. Вообще
говоря, у большинства страниц никакой «иерархии» нет — после основного
заголовка вверху страницы редко когда можно встретить заголовки второго и тем
более третьего уровня. Отчасти поэтому стандартные в HTML
заголовки шести уровней (теги HI—H6)
редко используются за пределами академического стиля. (Верно и обратное: если
вам требуется больше двух-трех уровней заголовков, это следует считать
аргументом в пользу перехода к академическому стилю.) Однако в первую очередь
непопулярность тегов Н* объясняется параметрами их оформления, принятыми по
умолчанию в визуальных броузерах, — параметрами, чаще всего неприемлемыми для
страниц с минимальными художественными запросами (к примеру, HI
оформляется полужирным начертанием повышенного кегля).
В
то же время нужно отдавать себе отчет в том, что теги Н*, как и большинство
тегов академического стиля, являются в гораздо большей степени средствами
логической, нежели визуальной, разметки (стр. 22). Поэтому пользоваться ими
(даже в том случае, когда на странице всего один заголовок) следует в первую
очередь ради улучшения переносимости вашего документа, для
приведения его разметки в соответствие с его логической структурой, а не для
сопутствующих визуальных эффектов (вроде изменения шрифта). СтандартHTMLневозбраняетпомещатьмежду<Н1> и</Н1>нестрокитекста,аграфическиеизображения
заголовков со всеми требуемыми причудами оформления, alt-тексты
которых (стр. 35) будут играть роль заголовков внеграфических броузерах.Такоерешение—казалось бы, удовлетворительное и с
логической, и с визуальной точек зрения — не всегда выполнимо из-за
нежелательных вертикальных отступов, которые оба графических броузера оставляют
вокруг элементов Н* (из чего бы они ни состояли — из текста или изображений).
Единственный законный способ изменять параметры оформления стандартных тегов,
включая теги заголовков, — использование CSS; к
сожалению, из-за несовершенств реализации подавить эти отступы спомощьюCSSудаетсятольководномизброузеров (в MSIE).
Надо
сказать, что стандартные заголовки HTML не удовлетворяют многим
требованиям, важным именно для академического типа документов, — так, броузер
не может самостоятельно нумеровать их, из них невозможно собрать автоматически
обновляемое оглавление документа. Все эти возможности доступны для ХМL-документов
со стилевыми спецификациями на XSL (стр. 53).
Рассмотрим
теперь самый распространенный и дающий максимум творческой свободы вариант —
графическую вставку в роли заголовка. Обычно каждый такой заголовок
распадается на две части: собственно текст, украшенный подбором шрифтов,
цветов, текстур и графических эффектов, и околозаголовочная графика (этот
компонент может отсутствовать) — фотография или рисунок, а для главного
заголовка страницы нередко и логотип сайта или фирмы. Хотя популярные в
современном дизайне графические темы — предмет рассмотрения следующей главы,
здесь все же стоит отметить основные тенденции, существующие
202
в
этой области. Заголовки могут также заимствовать кое-какие приемы и подходы
дизайна логотипов (стр. 264).
Дизайнеры-любители,
как правило, обращают основное внимание на сам текст заголовка и не скупятся на
декоративные шрифты, цветовую пестроту, а в особенности — эффекты вроде теней,
фасок, фотореалистической трехмерности (стр. 290) и даже анимации. Чаще всего
такая повышенная плотность эффектов на единицу площади заголовка не находит
никакой поддержки в других элементах страницы, и заголовок на фоне текста
начинает напоминать цветастого попугая в давно не чищенной клетке.
Профессиональные
дизайнеры, наоборот, стараются не привлекать особого внимания к тексту
заголовка, как бы противопоставляя неброскость его оформления «заголовочности»
смысла. Вместо того чтобы украшать заголовок, дизайнер старается прежде
всего интегрировать
его в композицию при помощи выравнивания, вписывания и
сопряжения с прямоугольниками, линиями и другими элементами геометрического
каркаса страницы. Нередко используется также богатая призаголовочная графика,
становящаяся иногда доминирующим визуалом (стр. 288) всей страницы и сплавляющая
воедино заголовок с большинством остальных элементов.
Рассмотрим
пару примеров.пример 13) единственным заголовком является,
собственно говоря, слово «membership», хотя догадаться об этом
непросто — настолько не по-заголовочному оно оформлено (мелкий шрифт, только
строчные буквы). В то же время нельзя сказать, что эта строка текста отступает
на второй план, — жесткая привязка с помощью горизонтальной линии к яркому,
доминирующему на странице логотипу и наложение на привлекающую своей загадочной
затемненностью фотографию делают этот заголовок одним из узловых элементов
композиции.
В
примере 4 основное содержимое страницы состоит из нескольких заголовков,
«сшитых» в единое целое активными вертикальными и горизонтальными линиями,
строгой системой выравниваний, общим шрифтом и ярким фотографическим фоном (он
же визуал), чья второплановость подчеркнута размывкой. Здесь же, кстати, мы
видим редкий пример гармонизации вычурного каллиграфически-рукописного шрифта
(надпись ToriAmos) с
достаточно
203
своеобразным,хотяиблизкимкрубленомушрифтом остальных
заголовков.
Непопулярность
иерархических систем заголовков совсем не означает, что основной текст страницы
должен быть монолитен и монотонен. Наоборот, средний объем фрагмента сплошного
текста без каких-либо графических выделений (подзаголовков, границ абзацев,
ссылок) на веб-странице значительно меньше, чем на странице даже самого
пестрого и поверхностного из журналов. Различия между подзаголовками и другими
видами текстовых выделений при этом размываются, и нередко трудно понять, где
кончается подзаголовок и начинается просто ссылка или текстовый эмфазис. В
большинстве случаев внутритекстовые заголовки оформляются «заподлицо» с
окружающим их текстом, а с главным заголовком страницы их связывают отношения
контраста, а не подобия.
Очень
часто вместо заголовков следующих уровней на веб-страницах используются
нетекстовые разделители. Академический HTML
предлагает для этой цели тег HR, призванный отделять друг
от друга разнородные фрагменты текста. Пытаясь придать визуальную
привлекательность этому, вообще говоря, чисто логическому средству разметки,
авторы первого графического броузера Netscape поступили так, как
поступил бы на их месте любой дизайнер-любитель: сделали соответствующие этому
тегу горизонтальные линейки псевдотрехмерными — не то выпуклыми, не то
вдавленными в плоскость страницы. Создатели MSIE
заимствовали этот прием оформления, хотя и в менее «агрессивном» варианте (рис.
48).
Такие
разделители могут смотреться пристойно на странице строгого академического
стиля, где они будут практически единственным и потому не выбивающимся из
общего стиля украшением.Однакокак толькоустраницыпоявляется собственный дизайнерский замысел
и хотя бы минимум оформительской графики, трехмерные линейки почти всегда
вступают с этим стилем в жестокий конфликт — ведь даже если в оформлении
страницы и используются трехмерные мотивы, они обычно имеют мало общего с
невыразительными бороздками HR. Ничто так не
обескураживает зрителя, как две конкурирующие в одной композиции «трехмерности»,
различающиеся текстурой, глубиной и характером предполагаемого освещения — и
потому неумолимо обнаруживающие «ненастоящесть» друг друга.
Поэтому,
сказав «а», создатели броузера Netscape вынуждены были сказать и
«б» — им пришлось сразу же добавить к тегу HR
атрибут noshade, дающий простую плоскую линейку без каких бы то ни было
украшений (если не считать закругленных концов). Тем не менее даже и плоская,
подобранная по толщине (атрибут size) и длине (атрибут width)
линейка вряд ли станет украшением вашей страницы — и не только с эстетической,
но и с логической точки зрения. Очень часто желание поставить <HR>
есть верный признак того, что либо визуальная, либо содержательная структура
страницы в этом месте недостаточно продумана.
Программистам известно, что имеющийся в большинстве
языков программирования оператор безусловного перехода GOTO может служить лишь
временной «затычкой» в тех случаях, когда автору программы недосуг поискать
более элегантный и законный способ передачи управления (оператор цикла, вызов
подпрограммы). Это хорошая аналогия тегу HR, который тоже употребляется чаше всего тогда, когда
недостаточно продуманная структура документа не позволяет оформить тематический
водораздел более содержательными и художественно обоснованными средствами.