Эта
глава состоит из двух частей. В первой части рассматриваются те абстрактные
материалы, с которыми работает дизайнер: размер, форма, цвет, текстура и шрифт. Эти
визуальные аспекты объектов — основные краски на вашей палитре дизайнера, и
чтобы уметь пользоваться ими, вы должны знать их характерные свойства, сильные
и слабые стороны и поведение в разных ситуациях.
Но
чтобы научиться строить здания, недостаточно знать свойства кирпичей. Вторая
часть главы (начиная со стр. 149) расскажет вам о фундаментальных принципах
дизайна, определяющих, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, как
среди бесчисленного множества сочетаний элементов отыскать наилучшее. Эти
принципы — единство, баланс, контраст, динамика и нюансировка — суть
те инструменты, которыми вы будете работать с материалами своей композиции.
Идет
ли речь о дизайне или о любом другом искусстве, ориентированном на визуальное
восприятие (живописи, скульптуре или даже сочинении узоров для тканей), любую композицию всегда
можно разбить на элементы, связанные между собой разного рода отношениями — отношениями
баланса, контраста, вложенности, последования и т. п.
Эти
отношения опираются на (точнее даже, выражаются через) различные визуальные
аспекты объектов: их размеры, форму, взаимное расположение, цвет. В этом
разделе мы рассмотрим самую важную разновидность отношений внутри композиции —
пространственные
отношения, к которым относятся пропорции (соотношения размеров) и
взаимное расположение элементов.
Начнем
мы, однако, не с отношений размеров, а с размера как такового.
Характеристический размер — одна из определяющих любого визуального жанра
(«станковая» и «монументальная» живопись прежде всего различаются своей шкалой
размеров), так что более детальные (и более технические) сведения о размерах в
веб-дизайне вы найдете в главе, посвященной специфике веб-дизайна как
отдельного жанра (стр. 175). О некоторых особенностях компьютерной графики,
проявляющихся только в малых размерах, вы узнаете из гл. IV
(стр. 251). Пока же мы ограничимся обсуждением того, как размер влияет на визуальное
восприятие и как он соотносится с формой, цветом и другими аспектами элементов
композиции.
Понятие
«размера» интуитивно ясно всем, а геометрия, более или менее знакомая нам со
школьных времен, дает ему вполне строгое толкование. Но дизайн — это не
геометрия, и элементы дизайн-композиции — это не бесцветные идеальные
геометрические фигуры. Дизайнера должно интересовать прежде всего восприятие, ощущение размера,
а не сам размер в тех или иных единицах длины. На восприятие зрителем размера
(а в более общих терминах —
79
даже
не размера, а «заметности», «активности») элемента в композиции влияет
множество факторов.
Первый и самый существенный
фактор — размер всей композиции, частью которой является элемент. Человеческое
восприятие необычайно гибко, и когда мы рассматриваем миниатюру на перстне,
наши понятия о большом и маленьком совсем другие, чем когда мы смотрим на
фреску во всю стену. По сути, в дизайне нет понятия абсолютного размера, а есть
лишь относительный, кажущийся, перцептивный размер в данных условиях и данном
окружении. Редко когда можно заимствовать элемент из одной композиции в другую,
пусть даже почти идентичную, без подгонки его размеров по месту (то же,
конечно, справедливо и в отношении других свойств объектов). И никогда нельзя
устанавливать размеры объектов, исходя из чисто умозрительных соображений — вам
обязательно понадобится ручная, «на глазок», подгонка с тем, чтобы элемент не
обязательно был, но обязательно казался нужного размера.
Приспособляемость восприятия к широчайшему диапазону
условий хорошо известна фотографам, которые знают, что человеческому глазу
совершенно нельзя доверять в определении условий освещенности — нередко сцены,
мягко и отчетливо освещенные с точки зрения человека, на снимке (если не
применялась вспышка или другое искусственное освещение) выходят слишком темными
и контрастными. Поэтому профессиональные фотографы умеют «отключать» свою
врожденную приспособляемость и гораздо более реалистично, чем простые смертные,
оценивают общий уровень и качество освещения даже без использования
технических средств.
Зачастую объекты имеют
сложные, почти аморфные (стр. 100) очертания, затрудняющие даже приблизительное
определение их размеров. Взять, например, букву позаковыристее из
какого-нибудь шрифта с засечками — от каких точек правильнее всего отсчитывать
ее ширину и высоту?
Интуитивно
ясно, что такого рода сложные формы распадаются на «важные» (в нашем случае
это основные штрихи буквы) и «неважные» (засечки) элементы, и при определении
субъективного размера неважные элементы учитываются лишь частично или
игнорируются вообще. Важность компонентов формы, однако, сама зависит не только
от формы, но и от размера — в крупном кегле засечки труднее игнорировать, чем в
мелком. Соотношение важных и неважных частей (их можно также назвать «ядром» и
«оболочкой») определяет компактность формы, очень сильно
влияющую на ее воспринимаемый размер
80
(рис.
2). Теоретически максимальной компактностью обладает окружность (не имеющая
«оболочки» вообще), минимальной — сложные фигуры с выступами и пустотами,
лишенные какой-либо логики формы.
Но
это лишь один из аспектов. При всевозможных выравниваниях элементов друг
относительно друга (стр. 86) большое значение имеет то, насколько резко форма
кончается в направлении, перпендикулярном отсчитываемому размеру. Так, круг и
квадрат на рис. 3, а одинаковы по ширине, но квадрат кажется немного шире из-за
того, что он прилегает обеими вертикальными сторонами к прямым, ограничивающим
его в горизонтальном направлении, тогда как круг касается каждой из этих прямых
только в одной точке. Можно сказать, что квадрат или прямоугольник обладают
максимальной компактностью в горизонтальном и вертикальном направлениях (самых
важных в любой композиции), превосходя в этом отношении изотропный, «абстрактно
компактный» круг. Из-за этого, например, во всех шрифтах буквы округлой формы
(«о», «с») выступают вниз за базовую линию шрифта — только эта небольшая (2—3%)
искусственная неправильность, называемая наплывом, позволяет создать
впечатление равной высоты букв в строке (рис. 3, б).
Шрифты
подсказывают еще несколько специфических иллюзий восприятия размера:
вертикальные линии кажутся тоньше равных им по толщине горизонтальных (поправка
на этот эффект есть даже у простейших рубленых шрифтов, не говоря уж о шрифтах
с засечками, у которых вертикальные штрихи обычно намного толще
горизонтальных), а изогнутые тоньше прямых (отсюда — утолщения на закруглениях,
к примеру, буквы «В»). Наконец, на восприятие размера влияет симметрия формы:
симметричные фигуры кажутся более компактными и меньшими по размеру, чем
равновеликие им несимметричные.