Пятница, 29.03.2024, 09:16
Приветствую Вас Гость | RSS
[SEARCH_TITLE]
[SEARCH_FORM]
Главная | Ветер по Гауссу | Регистрация | Вход
Веб-дизайн, программирование, веб-графика
Форма входа
Меню сайта

Поиск

Рейтинг@Mail.ru

Так же как простая гауссовская раз­мывка обнаруживает свое внутреннее родство с фотографией как классом текстур (стр. 119), размывка со смазыванием (англ. motion blur) великолепно имитирует фотографии дви­жущихся объектов. Этот эффект можно наводить не только на фотографические изображения, но и, что особенно ценно, на более абстрактные объекты, в обычном состоя­нии почти никакой динамики не имеющие, — текстовые заголовки, простые геометрические фигуры.

В репертуаре графических искажений, вообще весьма по­пулярных в современном дизайне (стр. 295), этот прием, пожалуй, не уступит по распространенности даже обычной, статической размывке. Причины понятны: смазывание не только вводит фотографическую текстуру, хорошо контрас­тирующую с плоским цветом, но и противопоставляет яркую


динамику движения (введенную притом достаточно не­навязчиво, без «соцреализма» иллюстративно-динамичных фотографий) статичным объектам, реализуя тем самым мно­гоаспектные и потому особенно прочные контрастные связи

Динамика совсем явная

 Конечно, раздел этот был бы неполным без упоминания о самом что ни на есть буквальном воплощении динамики — анимации. Настоящее «фотографическое» видео в Интернете еще не вышло из разряда экзотики, но несложная, по преимуществу плоскоцветная мультипликация (пользующаяся форматом GIF, стр. 253) популярна необычайно. Особенно часто анимация (как и остальные виды «явной динамики») используется в рекламном дизайне. Чтобы быть эффективной, реклама должна гораздо жестче и неуклоннее, чем любой другой носитель информации, вести читателя от привлекающего внимание вводного элемента, через мотива­цию действия, которое он должен совершить, к финальному призыву — номеру телефона в рекламе бумажной или надпи­си «click here» на баннере (подробнее о дизайне рекламных материалов мы будем говорить  Очевидно, что анимация просто незаменима на каждом из этапов этого нелегкого пути: естественный отбор приучил глаз человека обращать мгновенное, инстинктивное внимание на любой движущийся объект (прежде всего, конечно, потому, что он может таить в себе опасность).

В то же время динамика восприятия анимации далеко не всегда совпадает с динамикой самих движущихся объектов. Простые и не слишком продолжительные движения зритель может проследить полностью. Но чтобы удерживать

его внимание достаточно долго, мало монотонного движения — необходимо развитие, превращение, развертывание

действия.

Ограничения на объем файлов веб-страницы делают «ши­рокоэкранную» анимацию дорогим удовольствием, так что в большинстве случаев этот прием служит лишь вспомо­гательным средством пунктуации восприятия. Фрагменты анимации на обычных страницах (всевозможные мигающие стрелки, иконки и т. п.) лишь помогают расставить акцен­ты, притягивают взгляд к определенным ключевым точкам композиции. Опыт мультимедийных приложений (достаточ­но близкого аналога веб-страниц, но без большинства их ограничений) показывает, что слишком активная анимация,

170

выходящая за рамки иллюстративности и нюансной разметки, информационному дизайну противопоказана.

Есть одно проявление динамического начала, которого в веб-дизайне не удается избежать никому, — это постепенная загрузка страницы из сети и поочередная прорисовка относящихся к ней изображений. Работая с файлами на своем компьютере, автор страницы не испытывает никаких задержек при ее загрузке в броузер, поэтому первая же проверка только что созданной страницы через сравнительно медленную линию связи, бывает, открывает ему его творение с неожиданной стороны. Умелый дизайнер, впрочем, сможет удержать внимание зрителя и в течение томительных се­кунд загрузки. Например, если разрезать большое по размерам изображение на несколько вертикальных или горизонтальных полос, подчеркнуто не­скоординированных с содержанием картинки, то, хотя никакого выигрыша по времени это не даст, следить за загрузкой будет намного интереснее.

Динамика неявная

Разумеется, далеко не всегда в вашу компо­зицию можно будет с выгодой вписать фотографию или рисунок, олицетворяющие движение. Намного чаще, чем явная, встречается динамика неявная, подразумеваемая — не столь ярко выраженная, но гораздо более важная для построения эффективно воспринимаемых композиций.

Так же как «натурально динамичная» графика вводит под­разумеваемую линию своего движения, любая видимая линия композиции вводит подразумеваемую динамику. Си­ла, с которой линия увлекает взгляд, зависит от общей ее активности в композиции, а еще больше — от того, как оформлены ее концы. Если они не упираются в другие элементы, а подвешены в воздухе, так что движущийся вдоль линии взгляд может не бояться «расшибить себе лоб» о преграду, движение ускоряется (рис. 45, а, б).

Если у линии свободен только один конец, а второй при­вязан к какому-то статичному, устойчивому объекту (будь то текстовая надпись, прямоугольник или что-то другое), возникшая асимметрия концов еще сильнее разгоняет вос­приятие. Отталкиваясь от «глухого» конца, взгляд наш разбегается и, как электрический заряд с острия, стека­ет с линии в бесконечность (рис. 45, в). Сделать этот полет еще более неудержимым можно, поставив у свобод­ного конца линии небольшой, не мешающий «съезжанию» динамичный объект — треугольник, наконечник стрелы (рис. 45, г).

Именно присущая прямой линии динамичность — одна из причин популярности соединительных линий, о которых мы говорили на стр. 93. Как правило, линии эти стартуют у не­больших статических текстовых надписей, а приземляются


внутри сравнительно больших графических элементов, со­здавая   тем   самым   нужную  для  динамики   асимметрию и «подвешенность в воздухе»  одного из  концов.  Чтобы усилить эффект, соединяющие линии иногда используют засечки, кружки или прямоугольники на стартовом конце и наконечники или треугольники на финише. Почти все сказанное здесь о линиях справедливо и для любого ряда повторяющихся объектов. Всякое повторение вводит явную или  неявную линию расположения своих элементов; но в отличие от обычной линии, ряд может до­бавить к мотиву движения мотив развития, изменения своих элементов. Эта тема развития может служить дополнитель­ным двигателем внимания: не всякий станет прослеживать взглядом ряд совершенно одинаковых элементов, но если в ряду заметно  постепенное  изменение,  мгновенно  по­является желание заглянуть в конец — «чем же все это кончится?»

В отсутствие какой-либо асимметрии или развития дви­жение выражено очень слабо. Тем не менее и в этом случае одни направления движения более естественны, чем другие: натренированные чтением, глаза наши скользят по горизонталям слева направо, а по вертикалям — сверху вниз. Если нет выражение динамических элементов, любая мелочь, которая помогает этому движению, усиливает под­сознательное удовлетворение от композиции, а все, что ему мешает, безотчетно раздражает.

Вот почему асимметричное оформление страниц с более широким левым  полем,  столь частое  на веб-сайтах (на этих широких полях обычно располагаются инструменты навигации, стр. 205), более естественно и эргономично, чем если бы утяжеленной была правая сторона. Левое поле (так же как «глухой» конец линии) служит при этом местом разгона, естественным началом движения по строкам основ­ного текста — правый конец которых подвешен в воздухе и потому дополнительно стягивает взгляд. Другой пример: стандартное размещение заголовка над текстом помогает естественному «падению» взгляда от визуально насыщенно­го верха к информационно насыщенному низу.

Нюансировка

Последний раздел этой  главы -

как и тема, которой он посвящен, - невелик по объему,

но необычайно важен. Тщательная нюансировка - главное

172

отличие работы профессионала от упражнений любителя, пусть даже любителя талантливого.

Слово «нюанс» означает «едва заметный оттенок, тонкое различие». Нюансировка не вводит никаких новых принци­пов или материалов; вы будете пользоваться при этом теми же самыми формой, цветом, шрифтом и ставить их в те же самые отношения поддержки, баланса, контраста. Разница лишь в том, что нюансные связи между элементами гораздо слабее, чем отношения основные, формообразующие. Ню­ансы можно сравнить с внешней отделкой здания, к которой переходят, когда уже готов фундамент и возведены стены; однако, в отличие от архитектуры, в дизайне первой обычно бросается в глаза именно основа композиции, а нюансную отделку бывает иногда непросто даже увидеть.

Зачем же нужны мелочи, которые не всякий и заметит? Зачем тратить время на утомительную подгонку, полировку и наведение глянца (а на нюансировку иногда уходит едва ли не половина времени всего проекта), если основная идея композиции уже найдена и если она вполне удовлетворяет всем предъявляемым требованиям?

Ответ прост: потому что, хотя каждый из нюансов может быть почти незаметен, их общий эффект необычайно силен. Лишенная нюансов композиция может показаться инте­ресной только на первый взгляд; при более внимательном рассмотрении очарование быстро сходит на нет, сменя­ясь раздражением от острых углов, заусенцев, неплотной подгонки частей и общей неряшливости. Дело здесь не в недостатке таланта — дизайнер может винить себя лишь в том, что он поленился потратить достаточное время на окончательную отделку своего творения.

И наоборот — композиция, тщательно и с любовью отде­ланная нюансами, становится тем интереснее, чем дольше на нее смотришь. Обнаруживая следы разумной жизни на все новых уровнях погружения, отыскивая и прочитывая все новые послания, запрятанные хитроумным дизайнером в укромных местах, мы получаем настоящее интеллектуаль­ное удовольствие. Большинство этих открытий происходит подсознательно — мы не отдаем себе отчета в том, ка­кие сложные измерения, сравнения и подсчеты проводит наш мозг, рассматривая нравящуюся нам вещь, и потому не всегда можем понять, почему она нам нравится.

173

Удивительное свойство человеческого подсознания — то, что оно никогда не устает: чем больше ему задают такой работы и чем чаще она дает результаты (т. е. чем чаще под­тверждаются наши догадки), тем эффективнее стимуляция и тем выше наша подсознательная, а за ней и сознатель­ная оценка вещи. Эволюция создала мозг прежде всего для того, чтобы отыскивать следы порядка в окружающем хаосе, — и когда, хорошо потрудившись, сознанию удается обнаружить особенно неочевидные нюансы, удовлетворе­ние от этой естественной и приносящей результаты работы перевешивает все остальные чувства.

Как создание, так и восприятие нюансов требуют времени и особенного, неравнодушного отношения к вещи и у ее создателя, и у зрителя. Именно поэтому сравнительно беден нюансами рекламный дизайн, ориентированный на беглое одномоментное  восприятие.  С другой стороны,  одна из граней профессионализма в дизайне — это именно быстрота и автоматизм нюансировки: опытный дизайнер расставляет нюансы   почти  так  же  бессознательно,   как  зритель  их воспринимает. Путь к этому автоматизму проходит через тренировку  навыков  сознательной  нюансировки  в  своих работах, а еще раньше — через привычку к сознательному анализу нюансов в работах чужих.

Возможно, поначалу вам трудно будет даже понять смысл столь тщатель­ной отделки — ведь, в отличие от контуров и поверхностей реальных предметов, линии в вашей экранной композиции не станут от этого глаже, а цвета чище. Дизайн на компьютере имеет один неприятный побочный эффект: все прямые, окружности и прямоугольники на экране сразу же имеют идеально строгую математическую форму, а вспомогательные по­строения, если они и есть, стираются одним щелчком мыши. В результате у неопытного дизайнера может вскоре появиться ложное ощущение, что вещь готова и дальнейшей отделки не требуется. В таких случаях полезно бывает установить для себя нижний временной предел сдачи работы — «не раньше будущего четверга», к примеру, — и заставлять себя каждый день проводить хотя бы по несколько минут, медитируя над композицией и подвергая сомнению все, чего не касалась еще ваша рука. Давайте посмотрим, какие виды нюансов чаше всего приме­няются в разных визуальных аспектах дизайна.

Пространственные отношения

 Пожалуй, самый рас­пространенный вид нюансов — нюансные выравнивания (см. также стр. 86). Незаметная на первый взгляд коор­динация по горизонтали или вертикали второстепенных и/или достаточно далеко разнесенных объектов — один из лучших способов внести в композицию одушевлен­ность, создать второй, не сразу очевидный план воспри­ятия. Значительно реже применяется противоположный

174

прием: когда глаз ожидает выравнивания двух объектов, небольшое (но все же явственно заметное) смещение одного из них вводит асимметрию, контраст, диссо­нанс.

Особый вид нюансировки размеров и размещения при­меняется для компенсирования всевозможных оптиче­ских иллюзий (стр. 79).

Цвет

 Если не считать фотографий, материальных текстур и всевозможных искажений, вводящих сложные цвето­вые сочетания и переходы, плоскоцветный дизайн почти не требует нюансировки по этому аспекту. Исключе­ние составляют, опять-таки, компенсирующие нюансы, такие как увеличение контрастности цвета у маленьких объектов (стр. 109). В то же время восприятие цвета у че­ловека «плавает» значительно сильнее, чем восприятие других свойств объектов, что делает возможным такие нюансы, как, например, постепенное и незначительное затемнение всех объектов одного цвета по мере движе­ния по странице сверху вниз (чтобы оставаться нюансом, этот эффект должен применяться только к небольшим по размеру объектам, расположенным достаточно далеко друг от друга).

Шрифт

 Чем крупнее кегль надписи и чем более важную роль она играет на странице, тем более вероятно, что ей потребуется основательная нюансировка. Два самых распространенных вида такой нюансировки — трекинг и кернинг (стр. 141). В логотипах и других особо ответственных надписях иногда приходится вручную перерисовывать некоторые буквы или их части, не укладывающиеся в общий стиль (см. историю переделки буквы Q в логотипе Quiotix, стр. 317).

175

Ксения Собчак официальный сайт
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz