Пятница, 29.03.2024, 04:05
Приветствую Вас Гость | RSS
[SEARCH_TITLE]
[SEARCH_FORM]
Главная | Функции | Регистрация | Вход
Веб-дизайн, программирование, веб-графика
Форма входа
Меню сайта

Поиск

Рейтинг@Mail.ru

Переходя от технических аспектов веб-графики к творческим, я начну с попытки классификации материала, а если быть совсем точным — с обзора уже сложившихся (несмотря на молодость этого вида творчества), характерных категорий интернетовской графики.

Для некоторых элементов веб-страницы, чаще всего ре­ализуемых в виде графических вставок (а именно для заголовков, стр. 200, и элементов навигации, стр. 205), выполняемая ими функция важнее, чем чисто дизайнерские особенности, так что я счел возможным вынести их обсуждение в предыдущую, более техническую по тематике главу. Здесь же нам предстоит познакомиться с принципа­ми создания других, не менее характерных для веб-дизайна жанров графики: фонов, логотипов, баннеров и визуалов.

Графика — это та область, в которой специфика веб-дизайна и интернетовских технологий отходит на второй план, сводясь к необходимости минимизировать размер файла и учитывать габариты веб-страницы в пикселах (стр. 194). С точки зрения дизайнера, графической компо­зиции на веб-странице нет никакого резона сколько-нибудь заметно отличаться по стилю от представителей того же жанра в рекламном или журнальном дизайне. Вот почему отчасти эта глава представляет собой возвращение к темам и подходам гл. II, посвященной «дизайну вообще» с мини­мумом интернетовской специфики.

Выставочная графика

Функциональный подход к классифи­кации веб-графики позволяет выделить одну ее разновид­ность, вообще лишенную какой бы то ни было прикладной функции, — «графику ради графики», графику как таковую. К этой категории принадлежат сканированные фотографии,

258

репродукции картин, факсимиле рукописей, снимки гото­вых страниц в портфолио веб-дизайнера и тому подобные изображения, размещаемые на сайте не с какой-то слу­жебной или декоративной целью, а ради них же самих. Дизайнер здесь сталкивается с трудностями того же свой­ства, что и при попытках вписать в свою композицию чужеродный рекламный баннер (стр. 204): внешний вид заранее заданного «выставочного» элемента менять нельзя, даже если с другими элементами страницы он совсем не гармонирует.

Разумеется, в тех случаях, когда единственная цель страницы или всего сайта — служить рамкой для такой выставочной графики, дизайн с самого начала должен быть максимально нейтральным, не лезущим на передний план. Однако это не всегда возможно — тот же сайт веб-дизайнера, к при­меру, вряд ли обойдется слишком скромным оформлением, и задача естественно обставить уход «фирменного стиля» сайта за кулисы при переходе к разделу портфолио может оказаться совсем не простой.

Ограничения на объем пересылаемых по сети файлов сдела­ли популярной следующую схему. На входной странице «га­лереи» собираются уменьшенные копии хранящихся на сай­те изображений — так называемые «ноготки» (thumbnails), обычно снабженные описаниями и другой сопроводитель­ной информацией. Каждый из таких «ноготков» залинкован или прямо на полноразмерную копию изображения, или на почти пустую HTML-страницу с полноразмерной кар­тинкой. Практический смысл этого приема очевиден: про­смотрев уменьшенные копии, пользователь сможет быстро получить общее представление о выставленной на сайте графике, а при желании и посмотреть заинтересовавшее его изображение в увеличении.

Эта двухступенчатая схема позволяет иногда решить и про­блему визуальной несовместимости выставочной графики с дизайном самого сайта. Страница с «ноготками», осо­бенно если их собрано несколько, определенно выигрывает от строгого дизайна, объединяющего как выставленные образцы друг с другом, так и данную страницу с другими частями сайта. На странице же с полноразмерной графикой (разумеется, в любом случае содержащей только одно изо­бражение) дизайн как таковой может отсутствовать вообще, а роль HTML обычно сводится к установке фонового цвета (лучше всего нейтрального по тону — черного, белого или

259

серого), прописыванию заглавия и центровке изображения относительно границ окна.

Фоны

Если дизайн двадцатого столетия отличается от стиля предшествующих эпох в первую очередь приверженностью к абстрактной геометричности (о которой речь впереди, стр. 268), то характернейшими чертами дизайна послед­него десятилетия нужно признать две темы: частичной прозрачности и наложения элементов. Основная масса дизайнерской продукции создается сейчас в стиле, который можно было бы условно назвать «стилем Photoshop»: буквы заголовков, либо просвечивающие, либо снабженные полу­прозрачными тенями, располагаются поверх фотографиче­ских фрагментов с размытыми краями, плавно переходящих друг в друга или растворяющихся в фоновом цвете. Этот набор клише стал почти универсальным и для бумажной продукции, и для (и в особенности для) мультимедийного и веб-дизайна.

Сейчас нас в основном интересует тема наложения гра­фических объектов друг на друга, имеющая прямое отно­шение к такому специфическому жанру веб-графики, как фон. Изображение, URL-адрес которого указан в атрибуте background тега BODY, будет размножено броузером по всей площади окна под (и без всякой координации с) содержи­мым «переднего плана». По всей видимости, программисты фирмы Netscape, добавившие эту возможность в версии 2.0 своего броузера, не подозревали о том, сколько изобрета­тельности будет проявлено дизайнерами в реализации этой простой схемы.

Как не надо делать фон

Первой в голову прихо­дит идея взять средних размеров изображение с близкими к квадрату пропорциями (100—200 пикселов по ширине и высоте) и позволить броузеру действительно размножить эту картинку по горизонтали и вертикали. Еще совсем недавно большинство любительских страниц пестрели таки­ми простейшими фонами, тематика которых, несмотря на видимое разнообразие, чаще всего ограничивалась матери­альными текстурами: небо с облаками, мраморные разводы или мятая бумага. Главным объединяющим мотивом такого рода фонов выступает даже не материальность, а нерегу­лярность, подчеркнуто природная аморфность (стр. 100), и именно она лишает эту разновидность фонов какой-либо художественной ценности.

260

Почему это происходит? Вообще говоря, как мы уже не раз видели, контраст аморфности и геометричности, разбрсанности и регулярности — один из самых сильных видов контраста, и именно в современном дизайне он играет очень заметную роль. Что же мешает нам восторгаться ровными рядами букв и строк поверх случайно разбросанных пятен фона?

Основных причин две. Прежде всего, хотя каждая отдельная плитка фона может быть сколь угодно нерегулярной, прямоугольная решетка таких плиток, наоборот, вводит очень И сильную, подавляющую своей непререкаемостью регулярность,  которую  практически  невозможно  замаскировать. Я Эти две противоположности, проявляющиеся еще в самом Я фоне (т. е. даже без учета элементов переднего плана), не образуют сколько-нибудь осмысленную контрастирующую пару — восприятие зрителя ни на секунду не сомневается в том, что регулярность эта «не от хорошей жизни», что она никак не связана с иррегулярностью текстуры, противостоит ей сугубо формально и что, наконец, возникла она как побочный эффект технологии, а не как часть художественного Я замысла. в

С другой стороны, ни регулярный, ни нерегулярный аспекты фона никак не соотносятся с передним планом страницы. Полнейшая и очевиднейшая случайность взаимного рас­положения элементов фона и переднего плана бросается в глаза: как навязчивая музыка с жестким механическим ритмом, фон заглушает звучание переднего плана вместо того, чтобы тактично уйти в тень, ослабнуть на тех участках, где он мешает восприятию текста или графики. Конечный итог всего этого — с трудом переносимое ощущение хаоса, неопрятности и полнейшего отсутствия «хозяйской руки». Беспорядочность может нести художественный заряд, но только в том случае, когда он вложен в нее дизайнером; беспорядочность же дикая, необработанная — да к то­му же сочетающаяся со столь же бездушной компьютерной упорядоченностью — вызывает только раздражение.

Раздражение это настолько универсально, что рекоменда­ция вообще воздерживаться от использования фонов на веб-страницах стала одним из общих мест всевозможных сборников советов по созданию веб-страниц для начина­ющих. Авторы подобных сочинений обычно упирают на нечитабельность текста со слишком ярким и пестрым фо­ном, хотя, как мы видим, у психологического отторжения

261

материальных фонов есть и более глубоко лежащие при­чины.

Ксения Собчак официальный сайт
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz