Переходя
от технических аспектов веб-графики к творческим, я начну с попытки
классификации материала, а если быть совсем точным — с обзора уже сложившихся
(несмотря на молодость этого вида творчества), характерных категорий
интернетовской графики.
Для
некоторых элементов веб-страницы, чаще всего реализуемых в виде графических
вставок (а именно для заголовков, стр. 200, и элементов навигации, стр. 205),
выполняемая ими функция важнее, чем чисто дизайнерские особенности, так что я
счел возможным вынести их обсуждение в предыдущую, более техническую по
тематике главу. Здесь же нам предстоит познакомиться с принципами создания
других, не менее характерных для веб-дизайна жанров графики: фонов, логотипов,
баннеров и визуалов.
Графика
— это та область, в которой специфика веб-дизайна и интернетовских технологий
отходит на второй план, сводясь к необходимости минимизировать размер файла и
учитывать габариты веб-страницы в пикселах (стр. 194). С точки зрения
дизайнера, графической композиции на веб-странице нет никакого резона
сколько-нибудь заметно отличаться по стилю от представителей того же жанра в
рекламном или журнальном дизайне. Вот почему отчасти эта глава представляет
собой возвращение к темам и подходам гл. II,
посвященной «дизайну вообще» с минимумом интернетовской специфики.
Функциональный
подход к классификации веб-графики позволяет выделить одну ее разновидность,
вообще лишенную какой бы то ни было прикладной функции, — «графику ради
графики», графику как таковую. К этой категории принадлежат сканированные
фотографии,
258
репродукции
картин, факсимиле рукописей, снимки готовых страниц в портфолио веб-дизайнера
и тому подобные изображения, размещаемые на сайте не с какой-то служебной или
декоративной целью, а ради них же самих. Дизайнер здесь сталкивается с
трудностями того же свойства, что и при попытках вписать в свою композицию
чужеродный рекламный баннер (стр. 204): внешний вид заранее заданного
«выставочного» элемента менять нельзя, даже если с другими элементами страницы
он совсем не гармонирует.
Разумеется,
в тех случаях, когда единственная цель страницы или всего сайта — служить
рамкой для такой выставочной графики, дизайн с самого начала должен быть
максимально нейтральным, не лезущим на передний план. Однако это не всегда
возможно — тот же сайт веб-дизайнера, к примеру, вряд ли обойдется слишком
скромным оформлением, и задача естественно обставить уход «фирменного стиля»
сайта за кулисы при переходе к разделу портфолио может оказаться совсем не
простой.
Ограничения
на объем пересылаемых по сети файлов сделали популярной следующую схему. На
входной странице «галереи» собираются уменьшенные копии хранящихся на сайте
изображений — так называемые «ноготки» (thumbnails), обычно снабженные описаниями и другой
сопроводительной информацией. Каждый из таких «ноготков» залинкован или прямо
на полноразмерную копию изображения, или на почти пустую HTML-страницу
с полноразмерной картинкой. Практический смысл этого приема очевиден: просмотрев
уменьшенные копии, пользователь сможет быстро получить общее представление о
выставленной на сайте графике, а при желании и посмотреть заинтересовавшее его
изображение в увеличении.
Эта
двухступенчатая схема позволяет иногда решить и проблему визуальной
несовместимости выставочной графики с дизайном самого сайта. Страница с
«ноготками», особенно если их собрано несколько, определенно выигрывает от
строгого дизайна, объединяющего как выставленные образцы друг с другом, так и
данную страницу с другими частями сайта. На странице же с полноразмерной
графикой (разумеется, в любом случае содержащей только одно изображение)
дизайн как таковой может отсутствовать вообще, а роль HTML
обычно сводится к установке фонового цвета (лучше всего нейтрального по тону —
черного, белого или
259
серого),
прописыванию заглавия и центровке изображения относительно границ окна.
Если
дизайн двадцатого столетия отличается от стиля предшествующих эпох в первую
очередь приверженностью к абстрактной геометричности (о которой речь впереди,
стр. 268), то характернейшими чертами дизайна последнего десятилетия нужно
признать две темы: частичной прозрачности и наложения элементов. Основная масса
дизайнерской продукции создается сейчас в стиле, который можно было бы условно
назвать «стилем Photoshop»: буквы заголовков, либо
просвечивающие, либо снабженные полупрозрачными тенями, располагаются поверх
фотографических фрагментов с размытыми краями, плавно переходящих друг в друга
или растворяющихся в фоновом цвете. Этот набор клише стал почти универсальным и
для бумажной продукции, и для (и в особенности для) мультимедийного и
веб-дизайна.
Сейчас
нас в основном интересует тема наложения графических объектов друг
на друга, имеющая прямое отношение к такому специфическому жанру веб-графики,
как фон.
Изображение, URL-адрес которого указан в
атрибуте background тега BODY,
будет размножено броузером по всей площади окна под (и без всякой координации
с) содержимым «переднего плана». По всей видимости, программисты фирмы Netscape,
добавившие эту возможность в версии 2.0 своего броузера, не подозревали о том,
сколько изобретательности будет проявлено дизайнерами в реализации этой
простой схемы.
Первой
в голову приходит идея взять средних размеров изображение с близкими к
квадрату пропорциями (100—200 пикселов по ширине и высоте) и позволить броузеру
действительно размножить эту картинку по горизонтали и вертикали. Еще совсем
недавно большинство любительских страниц пестрели такими простейшими фонами,
тематика которых, несмотря на видимое разнообразие, чаще всего ограничивалась
материальными текстурами: небо с облаками, мраморные разводы или мятая бумага.
Главным объединяющим мотивом такого рода фонов выступает даже не
материальность, а нерегулярность, подчеркнуто природная аморфность (стр.
100), и именно она лишает эту разновидность фонов какой-либо художественной
ценности.
260
Почему
это происходит? Вообще говоря, как мы уже не развидели, контраст аморфности
и геометричности, разбрсанности и регулярности — один из самых сильных видов
контраста, и именно в современном дизайне он играет очень заметную роль. Что же
мешает нам восторгаться ровными рядами букв и строк поверх случайно
разбросанных пятен фона?
Основных
причин две. Прежде всего, хотя каждая отдельная плитка фона может быть сколь угодно
нерегулярной, прямоугольная решетка таких плиток, наоборот, вводит очень И
сильную, подавляющую своей непререкаемостью регулярность,которуюпрактическиневозможнозамаскировать. Я Эти две противоположности,
проявляющиеся еще в самом Я фоне (т. е. даже без учета элементов переднего
плана), не образуют сколько-нибудь осмысленную контрастирующую пару —
восприятие зрителя ни на секунду не сомневается в том, что регулярность эта «не
от хорошей жизни», что она никак не связана с иррегулярностью текстуры,
противостоит ей сугубо формально и что, наконец, возникла она как побочный
эффект технологии, а не как часть художественного Я замысла. в
С
другой стороны, ни регулярный, ни нерегулярный аспекты фона никак не
соотносятся с передним планом страницы. Полнейшая и очевиднейшая случайность
взаимного расположения элементов фона и переднего плана бросается в глаза: как
навязчивая музыка с жестким механическим ритмом, фон заглушает звучание
переднего плана вместо того, чтобы тактично уйти в тень, ослабнуть на тех
участках, где он мешает восприятию текста или графики. Конечный итог всего
этого — с трудом переносимое ощущение хаоса, неопрятности и полнейшего
отсутствия «хозяйской руки». Беспорядочность может нести художественный заряд,
но только в том случае, когда он вложен в нее дизайнером; беспорядочность же
дикая, необработанная — да к тому же сочетающаяся со столь же бездушной
компьютерной упорядоченностью — вызывает только раздражение.
Раздражение
это настолько универсально, что рекомендация вообще воздерживаться от
использования фонов на веб-страницах стала одним из общих мест всевозможных
сборников советов по созданию веб-страниц для начинающих. Авторы подобных
сочинений обычно упирают на нечитабельность текста со слишком ярким и пестрым
фоном, хотя, как мы видим, у психологического отторжения
261
материальных
фонов есть и более глубоко лежащие причины.