Познакомившись
с теоретическими основами дизайна, мы можем теперь перейти к вопросам более
практическим. В этой главе я приглашаю вас применить свежеприобретенные знания
к анализу современного веб-сайта как единицы информационного дизайна, к
исследованию ролей и взаимозависимостей его элементов, традиций их
использования
и
оформления.
Да,
хотя впервые интернетовская публика увидела работы профессиональных дизайнеров
лишь несколько лет назад, в этом жанре уже сложились свои предпочтения и
традиции, свои отчетливо различимые стили. Отчасти все это унаследовано
веб-дизайном от других видов информационного дизайна, с которыми он состоит в
близком родстве (и которые также не стоят на месте), — прежде всего от дизайна
книжно-журнального и рекламного. И уж конечно, дизай-нерская мысль
подхлестывается феноменальной скоростью
176
развития
интернетовских технологий и темпами роста самой сети. Дизайн никогда не был
особо консервативным искусством, — но, скрестившись с самой динамичной областью
современной техники, он побил все свои прежние рекорды.
Глава эта
— более узкая
по охвату, чем
предыдущая, но одновременно и более практическая и
даже более техническая. Здесь
вам придется вспомнить
многое из того, о
чем шла речь
в гл. I; говоря,
например, об организации
материала на веб-странице и ссылаясь при этом на раздел «Размещение» гл. II, я
сразу же перечисляю средства
позиционирования материала, предусмотренные в HTML и CSS
(стр. 233). Это значит, что вы должны быть уже хорошо знакомы с применяемыми в
веб-дизайне технологиями и иметь опыт практической работы с ними.
Преграды и препоны
Давайте для начала окинем
обобщающим взглядом самые характерные технологические особенности
веб-дизайна, — а следовательно, и особенности тех его творческих аспектов,
которые сильнее всего зависят от используемых технологий. Налагаемые на эту область дизайна ограничения
распадаются на три основные группы: (1) ограничения устройств вывода (прежде
всего компьютерного экрана), (2) ограничения канала передачи информации
(прежде всего модемной линии, связывающей конечного пользователя с
провайдером) и (3)
совершенно уже не зависящие от
техники (и потому особенно обидные) врожденные ограничения самих технологий и
определяющих их стандартов. Вдобавок
большинство этих ограничений у разных пользователей проявляются по-разному, так
что дизайнерам приходится ориентироваться даже не на средний уровень, а на
некий «наименьший общий знаменатель» всех существующих компьютеров, броузеров и
каналов доступа к Интернету.
Первая
группа ограничений определяется намного более низким, по сравнению с печатью на
бумаге, разрешением компьютерного экрана — в среднем 96 dpi (dots per inch, пикселов
на дюйм) у компьютеров с Windows и 72 dpi у
Макинтошей против минимум 300 dpi у самых дешевых лазерных
принтеров. Как вы уже знаете, экранная графика компенсирует свое низкое разрешение
более широким цветовым охватом — экрану доступны такие цвета, которые
немыслимо воспроизвести на бумаге (стр. 63). Однако в веб-дизайне и это
преимущество подпорчено
177
соответствующим
недостатком: сохраняя широту охвата, 216-цветная безопасная палитра веб-графики
(стр. 246) неизмеримо уступает полноценному компьютерному цвету в богатстве
оттенков и естественности переходов. Это проявление принципа «общего
знаменателя» можно отнести как к ограничениям устройств вывода (многие
пользователи все равно не смогли бы увидеть на своих экранах больше 256
цветов), так и к ограничениям канала связи (палитра веб-графики сокращается
чаще для снижения объема передаваемых файлов, чем в угоду владельцам дешевых
мониторов).
Второй
род ограничений — ограничения канала связи — сводится, собственно говоря, к
единственному неоспоримому факту: девять из десяти пользователей Интернета
способны получать данные из сети со скоростью, не превышающей одного-двух
килобайт в секунду. Эта «мировая константа» не только ограничивает суммарный
объем всех файлов, относящихся к одной странице (сейчас допустимый максимум
этой величины лежит в районе 100 Кб), но и сильнейшим образом влияет на
динамику восприятия (стр. 166). Веб-страница никогда не возникает перед
читателем вся сразу — она способна лишь томительно «проявляться», и очень часто
пользователь уходит по ссылке дальше или возвращается назад, так и не
дождавшись догрузки всех картинок. В результате «всемирная паутина», которая
потенциально могла бы быть не менее динамичной, чем телевидение или по крайней
мере мультимедийные компьютерные программы, вынуждена подражать гораздо более
древним и консервативным средствам распространения информации.
Собственно
говоря, этот пока что принципиально неустранимый недостаток вряд ли вообще
является недостатком. Мельтешения кадров и задыхающихся, едва поспевающих за
событиями голосов дикторов нам вполне хватает и в телевизоре, а невозможность
посмотреть через Интернет, скажем, полноценные отрывки из фильмов — беда не
настолько серьезная, чтобы считать ее преодоление первоочередной задачей
развития сети. Потенциал свободной, всепланетной информационной среды, пусть и
ограниченной текстом и почти статическими изображениями, не раскрыт еще и на
сотую долю, и перед всеми, кто работает в этой области, — включая дизайнеров —
расстилается необозримое поле неисследованных возможностей. Наконец, третий и
последний источник ограничений, который я не раз упоминал в гл. I,
вызван причинами скорее историческими, чем техническими: многое из того, что
вполне возможно было бы реализовать в рамках ограничений каналов связи и
устройств вывода, просто
178
не
предусмотрено еще в соответствующих стандартах. Или же — предусмотрено, но не
реализовано в реальных, имеющих хождение в Интернете программах (прежде всего
в броузерах). Или, наоборот, — реализовано в программах, но не поддержано
официальными стандартами. Вариантов много, и дизайнеру на каждом шагу
приходится делать нелегкий выбор между духом и буквой стандарта (далеко не
всегда, кстати, согласующимися друг с другом) и общепринятой практикой.
Неудивительно, что дизайнеры не очень-то любят соблюдать
официальные стандарты HTML: ведь одной из провозглашенных Консорциумом W3 целей
стандартизации является именно поддержка альтернативных (чисто текстовых,
звуковых и т.п.) средств доступа к веб-содержимому (стр. 34) — то есть, по
сути, узаконение того самого разнобоя, следствием которого является принцип
«общего знаменателя». Именно для того, чтобы не относиться к Консорциуму W3 как к душителю
творческой свободы, стоит потратить некоторое время на знакомство с историей
развития и идеологией языка HTML и связанных с ним технологий (стр. 19).
От общего к частному
Веб-сайт как единицу дизайна
естественно рассматривать на двух уровнях: уровне сайта как целого и уровне
отдельной веб-страницы (граница между ними проходит примерно там, где приоритет
организации содержимого сменяется приоритетом организации пространства).
Однако прежде чем говорить о внутреннем устройстве сайта, нам нужно будет
выяснить, какие вообще бывают сайты, чем они отличаются друг от друга, какие
цели ставят перед собой и как эти цели влияют на общий стиль и частные
особенности их дизайна. Затем мы попробуем взглянуть на типичный сайт «с
птичьего полета», чтобы выделить его характерные части и разобраться в
назначении и конфигурации связей между ними.
Вторая
часть главы начинается с раздела о размерах в веб-дизайне и о формате страницы
как одном из ключевых параметров ее оформления. Затем мы подробно рассмотрим
главные составные части страницы — заголовки и разделители, инструменты
навигации, текстовые блоки, таблицы, — обращая основное внимание на те
требования к ним, которые вытекают из общих принципов информационного дизайна,
но не забывая и о сложившихся традициях их оформления (не всегда, увы, этим
требованиям отвечающих). Последний раздел этой главы посвящен технике
позиционирования материала на веб-странице и тем инструментам, которые
существуют для этого в HTML и CSS.
179
