Вторник, 23.04.2024, 13:25
Приветствую Вас Гость | RSS
[SEARCH_TITLE]
[SEARCH_FORM]
Главная | Дизайн веб-сайтов | Регистрация | Вход
Веб-дизайн, программирование, веб-графика
Форма входа
Меню сайта

Поиск

Рейтинг@Mail.ru

Познакомившись с теоретическими основами дизайна, мы можем теперь перейти к вопросам более практическим. В этой главе я приглашаю вас применить свежеприобретен­ные знания к анализу современного веб-сайта как единицы информационного дизайна, к исследованию ролей и взаи­мозависимостей его элементов, традиций их использования

и оформления.

Да, хотя впервые интернетовская публика увидела работы профессиональных дизайнеров лишь несколько лет назад, в этом жанре уже сложились свои предпочтения и традиции, свои отчетливо различимые стили. Отчасти все это унасле­довано веб-дизайном от других видов информационного дизайна, с которыми он состоит в близком родстве (и кото­рые также не стоят на месте), — прежде всего от дизайна книжно-журнального и рекламного. И уж конечно, дизай-нерская мысль подхлестывается феноменальной скоростью

176

развития интернетовских технологий и темпами роста са­мой сети. Дизайн никогда не был особо консервативным искусством, — но, скрестившись с самой динамичной обла­стью современной техники, он побил все свои прежние рекорды.

Глава  эта    более  узкая   по  охвату,   чем   предыдущая, но  одновременно  и   более   практическая   и  даже   более техническая.   Здесь  вам   придется   вспомнить  многое   из того,   о   чем   шла   речь   в   гл.   I;   говоря,   например,   об организации материала на веб-странице и ссылаясь при этом на раздел «Размещение» гл. II, я сразу же перечисляю средства  позиционирования  материала,  предусмотренные в HTML и CSS (стр. 233). Это значит, что вы должны быть уже хорошо знакомы с применяемыми в веб-дизайне технологиями и иметь опыт практической работы с ними.

Преграды и препоны

 Давайте для начала окинем обобщающим взглядом самые характерные технологические особенности веб-дизайна, — а следовательно, и особенности тех его творческих аспектов, которые сильнее всего зависят от используемых технологий.  Налагаемые на эту область дизайна ограничения распадаются на три основные группы: (1) ограничения устройств вывода (прежде всего компьютер­ного экрана), (2) ограничения канала передачи информации (прежде всего модемной линии, связывающей конечного пользователя  с  провайдером)  и  (3)  совершенно уже  не зависящие от техники (и потому особенно обидные) вро­жденные ограничения самих технологий и определяющих их стандартов.  Вдобавок большинство этих ограничений у разных пользователей проявляются по-разному, так что дизайнерам приходится ориентироваться даже не на средний уровень, а на некий «наименьший общий знаменатель» всех существующих компьютеров, броузеров и каналов доступа к Интернету.

Первая группа ограничений определяется намного более низким, по сравнению с печатью на бумаге, разрешением компьютерного экрана — в среднем 96 dpi (dots per inch, пикселов на дюйм) у компьютеров с Windows и 72 dpi у Макинтошей против минимум 300 dpi у самых деше­вых лазерных принтеров. Как вы уже знаете, экранная графика компенсирует свое низкое разрешение более ши­роким цветовым охватом — экрану доступны такие цвета, которые немыслимо воспроизвести на бумаге (стр. 63). Однако в веб-дизайне и это преимущество подпорчено

177

соответствующим недостатком: сохраняя широту охвата, 216-цветная безопасная палитра веб-графики (стр. 246) неизмеримо уступает полноценному компьютерному цвету в богатстве оттенков и естественности переходов. Это про­явление принципа «общего знаменателя» можно отнести как к ограничениям устройств вывода (многие пользователи все равно не смогли бы увидеть на своих экранах больше 256 цветов), так и к ограничениям канала связи (пали­тра веб-графики сокращается чаще для снижения объема передаваемых файлов, чем в угоду владельцам дешевых мониторов).

Второй род ограничений — ограничения канала связи — сводится, собственно говоря, к единственному неоспоримому факту: девять из десяти пользователей Интернета способны получать данные из сети со скоростью, не пре­вышающей одного-двух килобайт в секунду. Эта «мировая константа» не только ограничивает суммарный объем всех файлов, относящихся к одной странице (сейчас допусти­мый максимум этой величины лежит в районе 100 Кб), но и сильнейшим образом влияет на динамику восприя­тия (стр. 166). Веб-страница никогда не возникает перед читателем вся сразу — она способна лишь томительно «проявляться», и очень часто пользователь уходит по ссыл­ке дальше или возвращается назад, так и не дождавшись догрузки всех картинок. В результате «всемирная паутина», которая потенциально могла бы быть не менее динамичной, чем телевидение или по крайней мере мультимедийные компьютерные программы, вынуждена подражать гораздо более древним и консервативным средствам распростране­ния информации.

Собственно говоря, этот пока что принципиально неустранимый недоста­ток вряд ли вообще является недостатком. Мельтешения кадров и задыхаю­щихся, едва поспевающих за событиями голосов дикторов нам вполне хва­тает и в телевизоре, а невозможность посмотреть через Интернет, скажем, полноценные отрывки из фильмов — беда не настолько серьезная, чтобы считать ее преодоление первоочередной задачей развития сети. Потенциал свободной, всепланетной информационной среды, пусть и ограниченной текстом и почти статическими изображениями, не раскрыт еще и на сотую долю, и перед всеми, кто работает в этой области, — включая дизайнеров — расстилается необозримое поле неисследованных возможностей. Наконец, третий и последний источник ограничений, ко­торый я не раз упоминал в гл. I, вызван причинами скорее историческими, чем техническими: многое из то­го, что вполне возможно было бы реализовать в рамках ограничений каналов связи и устройств вывода, просто

178

не предусмотрено еще в соответствующих стандартах. Или же — предусмотрено, но не реализовано в реальных, име­ющих хождение в Интернете программах (прежде всего в броузерах). Или, наоборот, — реализовано в программах, но не поддержано официальными стандартами. Вариантов много, и дизайнеру на каждом шагу приходится делать нелегкий выбор между духом и буквой стандарта (далеко не всегда, кстати, согласующимися друг с другом) и общепри­нятой практикой.

Неудивительно, что дизайнеры не очень-то любят соблюдать официаль­ные стандарты HTML: ведь одной из провозглашенных Консорциумом W3 целей стандартизации является именно поддержка альтернативных (чисто текстовых, звуковых и т.п.) средств доступа к веб-содержимому (стр. 34) — то есть, по сути, узаконение того самого разнобоя, следствием которого является принцип «общего знаменателя». Именно для того, чтобы не от­носиться к Консорциуму W3 как к душителю творческой свободы, стоит потратить некоторое время на знакомство с историей развития и идеологи­ей языка HTML и связанных с ним технологий (стр. 19).

От общего к частному

 Веб-сайт как единицу ди­зайна естественно рассматривать на двух уровнях: уровне сайта как целого и уровне отдельной веб-страницы (граница между ними проходит примерно там, где приоритет орга­низации содержимого сменяется приоритетом организации пространства). Однако прежде чем говорить о внутреннем устройстве сайта, нам нужно будет выяснить, какие вообще бывают сайты, чем они отличаются друг от друга, какие цели ставят перед собой и как эти цели влияют на общий стиль и частные особенности их дизайна. Затем мы попробуем взглянуть на типичный сайт «с птичьего полета», чтобы выделить его характерные части и разобраться в назначении и конфигурации связей между ними.

Вторая часть главы начинается с раздела о размерах в веб-дизайне и о формате страницы как одном из ключевых параметров ее оформления. Затем мы подробно рассмотрим главные составные части страницы — заголовки и раздели­тели, инструменты навигации, текстовые блоки, таблицы, — обращая основное внимание на те требования к ним, ко­торые вытекают из общих принципов информационного дизайна, но не забывая и о сложившихся традициях их оформления (не всегда, увы, этим требованиям отвеча­ющих). Последний раздел этой главы посвящен техни­ке позиционирования материала на веб-странице и тем инструментам, которые существуют для этого в HTML и CSS.

179

Ксения Собчак официальный сайт
Copyright MyCorp © 2024