Будучи
одной из самых графически насыщенных областей страницы, панель навигации
часто воплощает в себе основную тему, идею, метафору дизайна сайта. Собственно
говоря, даже простейший и рас-пространеннейший мотив «панели» с «кнопками»
является не чем иным, как метафорой, — ведь на самом деле никаких кнопок на
экране компьютера быть не может, а могут быть лишь чувствительные к щелчку
мышью прямоугольные области. Встречаются и другие метафоры элементов навигации
— «закладки» (наподобие тех, которыми переключаются части многослойных
диалоговых окон), дорожные знаки, стилизованные ветви или листья, элементы
диаграмм (например, цепочка нанизанных на общую прямую кружков или
прямоугольников), страницы книги или книжные корешки на полке, ступеньки
лестницы... Особого внимания заслуживает оформление кнопок с использованием
небольших стилизованных рисунков, символизирующих содержимое соответствующих
разделов. Прием этот весьма популярен (хотя сейчас уже не так, как год-два
назад); многим сайтам он позволяет без особенных затрат на создание единого
стиляи без тщательной отработки всех
элементов дизайна приобрести характерный, узнаваемый облик (известный пример —
сайт www.yahoo.com ,
досихпоробходящийсяпочтиакадемическимстилем оформления,
украшенным лишь навигационной панелью с забавными рисунками на кнопках).
Разумеется,
чтобы вытянуть на себе всю композицию, рисованная панель должна обладать
художественными достоинствами и стилистическим единством выше среднего уровня.
Умение хорошо рисовать встречается значительно реже, чем минимальные
оформительские способности, поэтому дизайнеру стоит попросить помощи у
профессионального художника, — и только после того, как тот создаст набор
запоминающихся и интуитивно понятных рисунков, можно, отталкиваясь от них,
искать стиль оформления страницы. (Существуют сайты с огромным количеством
раздаваемой бесплатно «веб-графики», в том числе рисованных кнопок и иконок на
все случаи жизни, однако качество этих ресурсов оставляет желать лучшего.)
Иногда
вместо рисунков на кнопках можно увидеть маленькие, вырезанные из фона
фотографии разных объектов. Особенности восприятия фотографических,
реалистичных, не-абстрактных символов позволяют им быть гораздо менее
прямолинейными
и иллюстративными — наоборот, особый шарм таким композициям придает тематическая
бессвязность, кажущийся почти случайным подбор объектов (скажем, чашка кофе
как символ раздела «Портфолио» или трехколесный велосипед возле «Последних
новостей»). Как и другие приемы оформления, подчеркивающие свободу и
«отвязность» самовыражения, неизвестно что иллюстрирующие фотографические
навигационные панели больше подходят для сайтов личных и развлекательных, чем
для деловых. С другой стороны, символические фотографии-визуалы на первой
странице (стр. 288) характерны именно для профессионально выполненных
корпоративных сайтов.
На
границе между функциональными и эстетическими особенностями навигационных
систем лежит проблема «текущей кнопки» — той ссылки в составе навигационной
панели, которая соответствует текущему разделу сайта. Понятно, что ссылок,
ведущих с данной страницы на нее же саму, нужно по возможности избегать.
Удаление текущей кнопки с панели — не лучший выход, так как это будет сбивать
пользователя, уже привыкшего к определенному порядку кнопок. Разумнее оставить
изображение кнопки на месте, просто не делая его ссылкой; если, однако,
текущий раздел имеет подразделы, не представленные кнопками на панели, на
страницах этих подразделов ссылку родительского раздела придется вернуть на
место (там она уже не будет указывать сама на себя, — но, к сожалению, у
пользователя при этом уже не будет возможности быстро понять, в каком из
разделов верхнего уровня он находится).
Поэтому
лучше всего сочетать временное лишение ссылки с графическим изменением текущей
кнопки, подчеркивающим либо ее неактивность, «отработанность» (например,
утопив выпуклую кнопку в поверхность или обесцветив ее надпись), либо,
наоборот, ее активность и «текущесть» (например, поместив рядом с кнопкой
зажженную лампочку или указатель в форме треугольника). Если панель пользуется
эффектом перекатывания (см. ниже), удобно для выделения текущей кнопки взять
тот же графический мотив, что и для подсвечивания кнопки под курсором.
Кроме
выделения текущей кнопки иногда может понадобиться убрать или добавить ссылок
на панель в зависимости от контекста текущей страницы. Общую рекомендацию можно
сформулировать так: не ленитесь делать разные
213
версии
навигационных панелей для разных страниц, если этого требует логика и удобство
навигации, но старайтесь не слишком отходить при этом от канонического расположения
кнопок. Чтобы изменения и перетасовки кнопок не сказывались на скорости доступа
к странице, панель удобнее разрезать на части, сохранив каждую кнопку в своем
графическом файле и тем самым позволив броузеру брать из кэша те части панели,
которые не изменяются от страницы к странице.
Графические
вставки на веб-страницах могут прилегать друг к другу без зазоров, так что
никаких ограничений на внешний вид панели это не накладывает. Принцип «одна
ссылка — один графический файл» выгоден и с других точек зрения. Во-первых, это
повышает переносимость страницы и доступность ее для броузеров с текстовым
интерфейсом (стр. 37). Во-вторых, в некоторых случаях разрезание панели на
составляющие позволяет достичь экономии в объеме файлов, так как маленькие
кнопки, содержащие лишь часть исходного изображения, могут обойтись меньшей
цветовой палитрой (стр. 252). Наконец, только в составленных из отдельных
графических файлов панелях можно реализовать описанный в следующем разделе
эффект перекатывания.
Восприятие
навигационной панели можно сделать более комфортным, применив простейший
анимационный эффект, изменяющий изображение каждой кнопки, когда над ней
проходит курсор мыши. Встроенный в страницу JavaScript-сценарий
(стр. 65) может заменять при приближении мыши одно изображение кнопки на
другое, — переключая, скажем, ее цвет или яркость, добавляя тень или подсветку,
заставляя ее выступать или, наоборот, утапливаться в плоскость страницы
(по-английски этот эффект называется rollover, т. е. «перекатывание»). Возможность
самому поуправлять превращениями графики на странице, хоть и не дает никакой
практической выгоды, как правило, повышает субъективную оценку дизайна
пользователем: когда страница, затаив дыхание, следит за малейшими движениями
вашей мыши, соблазн щелкнуть-таки в конце концов по ссылке значительно
возрастает. Даже если нигде больше на странице анимация не применяется, для
особой по своей интерактивной роли области — панели навигации — вполне уместно
применить и несколько особые методы оформления.
214
Кроме
классической навигационной панели с графическими кнопками, иногда применяется
простейшая разновидность HTML-бланка (стр. 30),
состоящая из выпадающего списка с перечислением ссылок и расположенной рядом
кнопки «Go» (или «Перейти»). Такой прием хорош своей компактностью:
в сложенном виде список занимает гораздо меньше места, чем панель с кнопками.
Однако для основных, критических по важности или же неоднородных по охвату
ссылок сайта пользоваться им не стоит. Разумнее всего вынести в такого рода
меню достаточно длинный и притом часто меняющийся список одноуровневых и
близких по тематике разделов (например, список «зеркал» или версий сайта на
разных языках). Пара выпадающих списков в комбинации с JavaScript-сценарием
позволяет компактно представить двухуровневую иерархию, сделав так, чтобы набор
пунктов во втором меню зависел от того, какой пункт выбран в первом
Динамический
HTML
делает возможным еще более эффективное представление двухуровневых иерархий — раскрываемые
оглавления (expandableoutlines). Сразу
после загрузки страницы такое оглавление представляет собой список разделов
верхнего уровня, каждый пункт в котором в ответ на щелчок мыши раскрывается,
выводя список относящихся к нему подразделов и сдвигая вниз расположенные ниже
разделы. Раскрытие другого раздела, как правило, возвращает в исходное
состояние предыдущий; иногда предусматривают также ссылку, позволяющую
раскрыть одновременно все разделы. Этот прием, обеспечивающий компактное и
обозримое представление большого количества информации на ограниченной площади
страницы, незаменим для контент-сайтов. (В броузерах, не поддерживающих динамический
HTML,
все списки подразделов будут видны сразу же в раскрытом виде.)
Еще
более сложный программистский трюк позволяет реализовать на веб-странице
навигационную панель с настоящими выпадающими меню (рис. 51). Кроме,
опять-таки, преимущества упаковки большого количества информации на небольшой
площади, этот апофеоз динамического HTML обладает также всеми прелестями
эффекта перекатывания — как правило, меню выскакивают сами при поднесении
курсора мыши к чувствительной области, а подсветка в раскрытом меню послушно
перемещается вверх-вниз вслед за курсором. Пока что эта технология требует
неимоверных усилий для обеспечения совместимости
215
с
обоими «динамическими» броузерами (NC 4 и MSIE
4), но по мере устаканивания стандартов выпадающие меню на веб-страницах
обещают стать столь же повсеместными, как сейчас — обычное перекатывание.