Наряду
с формой, шрифтом и текстурой, цвет принадлежит к базовым строительным
материалам как в «бумажном», так и в особенности в мультимедийном и
веб-дизайне. Необычный, но тщательно продуманный и сбалансированный набор
цветов вполне может стать основой великолепной
102
композиции
— при том что остальные ее аспекты будут самыми что ни на есть ординарными.
Любой
цвет, как и любая форма, несет с собой свое ' собственное настроение, звучание,
ноту определенной высоты и тембра. Разнообразие цветовых настроений поистине
огромно — даже в минимальном наборе семи цветов радуги, которыми у большинства
ограничивается знакомство с миром цвета, у всякого есть свой «любимый цвет»
(тогда как вряд ли кому-то придет в голову спрашивать вас, скажем, о вашей
любимой геометрической фигуре).
Очевидно,
что восприятие цвета обязано быть более субъективным, чем восприятие той же
формы, — разные у всех людей не только любимые цвета, но и ощущения, которые
вызывает у них тот или иной цвет. Тем не менее в цветовой вселенной есть свои,
вполне универсальные законы, которые любой дизайнер обязан знать и уметь
применять на практике. Это не даст, к сожалению, гарантии, что его цветовые
решения будут нравиться всем, но по крайней мере позволит ему избежать
распространенных ошибок и придаст его работам профессионализм, очевидный даже
для тех, у кого аллергия на какие-то конкретные цвета.
Цвет
— это та область, в которой компьютерная графика имеет самое большое
преимущество перед графикой естественной. Экран компьютера, в отличие от листа
бумаги, сам излучает свет, и регулирование количества этого света позволяет
охватить гораздо более широкий цветовой спектр, чем тот, который можно
воспроизвести на бумаге. Вплоть до самого последнего времени загвоздка была
лишь в сравнительно низком качестве компьютерных дисплеев и небольшом
количестве памяти, которое отводилось для хранения изображения в массовых
персональных компьютерах. Но теперь, когда видеосистемы с поддержкой режимов highcolor и truecolor (стр. 61) перестали быть экзотикой,
компьютер превратился в лучший инструмент работы с цветом, доступный не только
профессиональным дизайнерам, но и огромной армии любителей.
Конечно,
на цвет нельзя возлагать функцию основного носителя информации — веб-страница
обязана оставаться читабельной и в черно-белом виде (например, на экране
переносного компьютера или на странице этой книги). Прежде чем считать свою
работу оконченной, дизайнер обязан выяснить, как его творение смотрится в
«серой
103
шкале».
Однако это не значит, что цветовые отношения, как нечто факультативное, можно
наложить на готовый черно-белый дизайн. В конце концов, шкала серых тонов
сохраняет одну из трех составляющих исходного цвета — его яркость, и только
если композиция правильно решена в цвете, она будет выглядеть прилично и в
монохромном варианте.
О
том, как цвет представлен в компьютере, и об ограничениях, налагаемых на цвет в
веб-дизайне, мы говорили в гл. I (стр. 80) и будем еще
говорить в гл. IV (стр. 245). Здесь мы отвлечемся от
этих ограничений и рассмотрим компьютерный цвет с более творческой, хотя и
равным образом формальной точки зрения. «Формальной» — потому что для успешной
работы вы должны уметь анализировать цвет, раскладывать его на
составляющие.
Из
всех систем представления цвета, о которых я упоминал на стр. 63, лишь одна
представляет цвет в естественном, согласующемся с человеческим восприятием виде
— это система HSV (тон—насыщенность—яркость).
Разумеется, понятие «естественности» само по себе субъективно, и,
потренировавшись, вы без особого труда научитесь видеть в любом цвете, к
примеру, его красную, зеленую и синюю составляющие. Однако преимущество
системы HSV бесспорно — она не только почти не требует привыкания,
но и предоставляет прекрасную теоретическую базу, помогающую понять многие
неочевидные закономерности цветовой вселенной. Иными словами, профессионал
почти всегда думает о цвете в терминах HSV. В
системе HSV цвет разлагается на три составляющих:
•
Тон (hue) — первый
и единственный собственно цветовой компонент, представляющий собой один из
цветов радуги (точнее — одну из точек цветового круга, о котором ниже),
максимально яркий и насыщенный. Тот факт, что любой самый экзотический и трудно
определимый цвет сводится к какой-то одной точке спектра (а не,
скажем, к смеси двух или трех компонентов), может показаться неправдоподобным
новичкам в дизайне (и даже профессиональным художникам, привыкшим получать
цвета смешением пигментов). Поэтому практика работы с системой HSV
так важна для овладения компьютерным цветом.
104
•
Насыщенность (saturation) — соотношение
основного тона и равного ему по яркости бесцветного серого. Максимально насыщенный
цвет не содержит серого вообще, а при нулевой насыщенности, наоборот, полностью
отсутствует основной тон (т. е. если при насыщенности, равной нулю,
варьировать тон, результат будет оставаться одним и тем же — серым цветом).
•
Яркость (value) — общая
яркость цвета. Максимальное значение этого параметра превращает любой цвет в белый,
а минимальная — в черный (варьирование двух других параметров в этих крайних
точках не оказывает никакого эффекта).
Если попытаться соотнести параметры системы HSV с разложением цвета
по системе RGB
(стр. 62), то их можно представить себе так: тон определяет общую конфигурацию движков на красной, зеленой
и синей шкалах, варьирование насыщенности изменяет относительное расстояние между движками при
сохранении их взаимного расположения, а изменение яркости сдвигает вверх или вниз все
движки одновременно.
Большинство
графических программ позволяют работать с цветом в том числе и в системе HSV. В
программах MacromediaFreehand и CorelDRAW, к
примеру, палитра выбора цвета представляет собой цветовой круг с курсором,
движение которого по дуге изменяет тон, а по радиусу — насыщенность. Третий
параметр — яркость — устанавливается расположенной рядом вертикальной шкалой с
движком (рис. 19 на цветной вкладке, а).
В
других программах (например, CorelXARA) устройство для выбора
цвета представляет собой линейный спектр с движком (для выбора параметра тона)
и квадратное поле, по которому можно перемещать курсор, выбирая насыщенность по
оси абсцисс и яркость по оси ординат (рис. 19, б). Однако удобнее всего
работать с палитрой в программах фирмы MetaCreations:
длинный — и потому позволяющий выбирать тон с большей точностью — цветовой
спектр сомкнут для компактности в кольцо, а остальные два параметра выбираются
с помощью треугольного (а не квадратного) координатного поля (рис. 19, в).
Такое
решение более лаконично и функционально, чем предыдущее, — в нем отсутствует
бесполезная нижняя сторона квадрата «насыщенность-яркость», перемещение вдоль
которой не изменяет цвет вообще. Главное же преимущество такой палитры в том,
что цветовой круг, по сравнению с линейной радугой, правильнее отражает наше
представление о континууме тонов как о чем-то
105
замкнутом,
не имеющем определенного начала и конца, а фиксированное расположение цветов
«по сторонам света» к тому же тренирует цветовую память и ассоциативное
мышление.
Давайте
теперь вооружимся компьютерной HSV-палитрой и совершим
небольшую прогулку по цветовому кругу, знакомясь с главными из его
достопримечательностей. Какой бы программой вы ни пользовались, вам также
понадобится достаточно большая (в идеале — на весь экран) плоскость, на которую
можно будет переносить (с помощью инструмента заливки или чего-то подобного)
выбранный цвет. Как мы увидим ниже, восприятие цвета очень сильно зависит от
занимаемой им площади, и вы не сможете составить правильное мнение о цвете по
крохотному образцу на самой палитре. Мы начнем наше путешествие с середины
синего участка — самой нижней точки круга (рис. 19 на цветной вкладке) — и
будем двигаться против часовой стрелки.
Первое,
что приходит в голову при взгляде на цветовой круг, — это то, что он далеко не
однороден. Хотя физика говорит нам, что переход от цвета к цвету является
следствием монотонного изменения длины волны света, на получающемся в
результате спектре явственно различаются участки самостоятельных цветов
и участки переходов между цветами.
Так,
явно повышенной самостоятельностью на цветовом круге обладают три основных
«компьютерных» цвета — красный, зеленый и синий, а также цвета, расположенные
точно посередине между ними, — фиолетовый, желтый и голубой. На реальном
солнечном спектре этот эффект был бы менее очевидным, но все же заметным, — он
объясняется устройством цветовых рецепторов нашего глаза, который разлагает
цвет почти на те же составляющие, из которых компьютер его синтезирует (так что
изобретатели систем RGB и CMYK не
случайно выбрали именно эти цвета в качестве основных). Кроме того, хотя
яркость в системе HSV регулируется отдельным параметром,
основные тона цветового крута явно обладают различной «врожденной» яркостью;
например, желтый явно светлее синего, а голубой — красного.
Наша
отправная точка лежит в середине холодного полукруга, объединяющего
синий, голубой и фиолетовый цвета,
106
которые
противопоставляются цветам теплым — красному, желтому и зеленому.
Разделение цветов на теплые и холодные в известной мере условно — чем ближе
цвет к границе верхнего и нижнего полукругов, тем с меньшей уверенностью можно
отнести его к теплым или холодным. Тем не менее выражено теплые цвета (желтый,
красный) обладают некими общими свойствами, отличающими их от выражение
холодных цветов (синего и голубого). Принято считать, что теплая окраска
приближает объект, делает его визуально больше и активнее, привлекает к нему
внимание, тогда как холодный цвет отдаляет, успокаивает, переводит объект на
задний план композиции.
Чистые
насыщенные тона цветового круга могут быть интересны с исследовательской точки
зрения, но для дизайнера большинство из них представляются заезженными,
избитыми — слишком часто эти «цвета по умолчанию» мелькают на компьютерном
экране. Ими можно пользоваться для второстепенных, отделочных нужд, но
построить интересную цветовую композицию на основе одного из этих слишком
пластмассовых цветов вряд ли возможно. Вы должны приучить себя к активному
варьированию всех компонентов цвета в поисках оригинальных, неочевидных
оттенков.
Так,
варьирование яркости и насыщенности чисто синего цвета (самый низ круга),
достаточно банального самого по себе, откроет вам целую гамму мрачно-синих,
холодно-серых и снежно-белых тонов. Цвета этой «зоны вечной мерзлоты» идеально
передают ощущение кристальной чистоты и ледяного спокойствия без малейшего
намека на огонь или присутствие живых существ.
Примерно
посередине между синим и голубым лежит цвет, темная слабонасыщенная (почти
серая) вариация которого дает наилучшую имитацию металлической (стальной, алюминиевой)
поверхности. Сам голубой, если его затемнить при сохранении насыщенности,
превращается в изумительной красоты сине-зеленый цвет — цвет водорослей и
морских глубин.
Затруднение, которое вы наверняка не раз испытывали,
подыскивая название для тех или иных цветов, подсказывает признак, позволяющий отличить
привычные, часто употребляемые и потому скучные цвета от находок, на которые вы
натолкнулись, возможно, первыми в мире. Поскольку язык наш не может не отражать
наши привычки и пристрастия, именно редко посещаемые цвета и будут теми, для
которых труднее всего подыскать имя (если, конечно, не пользоваться смешением
«словесных цветов», вроде «серо-буро-малиновый»).
107
По
мере приближения теплого полукруга цвета оживают, начинают буйно цвести и
плодоносить. Затемненный, но насыщенный зеленый из самой середины зеленого
участка круга — это цвет джунглей, мощный и неистовый; пожалуй, ни в каком
другом цвете само понятие «насыщенности» не выражено столь чисто, без малейшей
примеси прохлады или иссушенности. К сожалению, сделать этот цвет слишком
темным вам не удастся — дальнейшее затемнение сделает его пыльным, похожим на
листву у обочины дороги. А по мере приближения желтого цвет становится все
более болотным, гнилостным, гиблым, — здесь лежит цвет хаки, защитный цвет
военных мундиров.
Желтый
цвет тоже по-своему уникален. Самый светлый из всех цветов спектра, как палящее
солнце сияет он над цветовым ландшафтом, но лучше и не пытайтесь понизить его
яркость или насыщенность — он сразу превратится либо в грязно-серый, либо в
болотно-зеленый. В отличие от голубого (другого промежуточного цвета),
«темно-желтый» может дать вам новые цветовые впечатления только в непосредственной
близости от исходной точки максимальной яркости и насыщенности.
Только
достаточно далеко углубившись в красную область, можно избавиться от
неприятного болотного оттенка, вылезающего при понижении насыщенности цвета.
Чистый красный, как известно, — цвет тревоги и возбуждения, однако его более
темные и разбавленные оттенки — коричневый, охряной, тепло-серый — действуют
успокаивающе, ассоциируясь с древностью, благородством, возделанностью (кирпич,
дерево, золото, пожелтевшие страницы книг). В этой же желтовато-красной области
лежит цвет человеческой кожи (хотя тот цвет, что обычно называют «розовым»,
расположен гораздо ближе к фиолетовому). Здесь же уместно заметить, что, хотя
цветовой охват компьютерного экрана достаточно широк, некоторые «натуральные»
цвета из него все же выпадают — так, ярко-оранжевый, «апельсиновый» цвет,
который должен быть где-то между желтым и красным, на экране можно
воспроизвести лишь весьма приблизительно.
Наконец,
красное закатное небо начинает переходить в холодную синеву ночи. Однако на
стыке красного и синего расположен цвет, которого вы никогда не увидите на
небе. Все цвета по-своему уникальны, но фиолетовый, пожалуй, самый
удивительный из всех. Он редко встречается
108
в
природе и почти отсутствует в солнечном спектре. Именно здесь проходит тот
шов, которым линейный цветовой спектр замыкается в круг, — иными словами,
чистому фиолетовому цвету не соответствует никакой длины