Разобравшись
с типографской терминологией ирассмотрев основные типы шрифтов в исторической перспективе, самое
время познакомиться с принципами подбора и сочетания шрифтов в дизайне. Так же
как при поиске
цветового
решения (стр. 110), главная роль при этом принадлежит началам единства и
контраста.
И
основной рецепт здесь тот же, что и при выборе цветов: композиция должна
содержать минимальное количество резко различных, контрастирующих и тем самым
поддерживающих друг друга шрифтов. Трудно сказать, что больнее бьет по глазам —
бестолковая пестрота цветов или бессвязное столпотворение шрифтов; так или
иначе, преодоление разобщенности любого рода есть первый шаг на пути к
профессионализму в дизайне.
Из всех типов шрифтов,
несомненно, идеальная пара — шрифт рубленый и шрифт с засечками, самой природой
предназначенные для совместной работы. Шрифты с засечками удобнее для
длительного чтения (роль засечек состоит в том, чтобы «вести» взгляд по строке,
не позволяя ему сбиться), поэтому ими обычно набирают основной текст страниц.
Рубленые же шрифты, с их лаконичным геометрическим рисунком, лучше подходят для
беглого чтения и потому прекрасно смотрятся в заголовках, логотипах, коротких
надписях.
Шрифты
— материал необычайно многомерный, многоаспектный, поэтому подбор
гармонирующей пары шрифтов — хорошее упражнение на построение прочной
контрастно-дополняющей связи (стр. 159). Так, нейтральный по характеру, но имеющий
явственное собственное звучание шрифт (к примеру, Таймc) никогда не будет
хорошо смотреться в паре с каким-нибудь подчеркнуто небрежным рукописным
шрифтом (таким как Бетина Скрипт): характеры этих шрифтов хотя и очень разные,
но не противоположные. Основные отличительные свойства этих шрифтов лежат
совершенно в разных плоскостях, и результат их сочетания — не контраст, а
разнобой.
С другой стороны, если
попробовать совместить небрежно-рукописный шрифт вроде Бетины Скрипт с
рукописным же, но каллиграфически строгим шрифтом типа Zapf Chancery,
результат опять-таки будет весьма сомнительным. Оба эти шрифта слишком
декоративны, слишком непривычны и слишком сложны, чтобы мирно ужиться друг с
другом. Вместо гармонии двух нот мы получим какофонию вроде той, когда радио и
телевизор пытаются музыкой заглушить друг друга.
135
Таким
образом, самое разумное решение в тех случаях, когда вам позарез нужен
какой-нибудь подчеркнуто декоративный шрифт, - оставить этот шрифт единственным
шрифтом на странице. Понятно, что это не всегда осуществимо — той же Бетиной
немыслимо набирать хоть что-нибудь, превышающее по длине пару строк. В такой
ситуации выручить вас сможет только какой-нибудь рубленый шрифт вроде
Гельветики, максимально бесцветный и безвкусный сам по себе и притом сильно
отличающийся от декоративного шрифта по кеглю и по насыщенности — особо крупный
или особо жирный, что позволит вывести контраст шрифтов из тупикового
противостояния форм в куда более благодарный аспект размеров и визуальной
активности.
В
большинстве же случаев декоративных шрифтов следует всеми средствами избегать.
Они могут быть сколь угодно милы сами по себе, но вы должны помнить, что каждый
такой шрифт — не нота и не аккорд, а самостоятельное музыкальное произведение,
интегрировать которое в целое более высокого порядка — дизайн-композицию —
можно, лишь сделав его основной темой. К тому же декоративные шрифты очень
быстро устаревают, становятся невыносимо старомодными и претенциозными (так,
«объемные» рубленые шрифты, буквы которых будто бы вычерчены в косоугольной
аксонометрической проекции, сейчас могут пригодиться только для стилизации под
70-е годы).
Кажущаяся
простота «обычных» шрифтов обманчива — это не простота, а отшлифованность,
«прозрачность», достижимая только веками обкатки на мириадах текстов и
читательских сознаний. Среди работ профессионалов не так-то легко найти такую,
где бы использовалось что-то кроме перечисленных в предыдущем разделе основных
исторических типов шрифтов.
Возвращаясь к проверенному
временем сочетанию шрифтов с засечками и рубленых, следует заметить, что среди
прочих аспектов эти типы шрифтов Противопоставлены и по степени декоративности
(шрифты с засечками определенно наряднее). Однако это противопоставление в данном
случае далеко не главное и не единственное; как о дуэте мужского и женского
голосов, о них нельзя сказать просто, что один «выше» или «ниже», «строже» или
«раскованнее» другого, — просто эти голоса и эти шрифты абсолютно разные, по
всем аспектам гармонично дополняющие друг друга.
136
Поэтому
нет ничего удивительного в том, что сочетание шрифта с засечками и рубленого
можно улучшить, позволив каждому члену пары развиваться в естественном для него
направлении. Как я уже писал, для шрифтов с засечками самая натуральная
вариация — курсивное начертание, делающее их еще наряднее и выразительнее.
Рубленые же шрифты хорошо смотрятся в жирном и сверхжирном начертаниях, где
отсутствие засечек кажется более естественным. Именно поэтому так часто можно
встретить сочетание достаточно жирного, крупного рубленого шрифта с курсивом
обычного кегля шрифта с засечками (а иногда и с каллиграфическим рукописным
шрифтом, который близок по своему рисунку к курсиву).
Хотя глаз наш давно привык идентифицировать курсивный шрифт
с соответствующим ему прямым, нельзя не признать, что графические различия
между этими двумя начертаниями весьма значительны и, как результат, далеко не
все шрифты с засечками имеют хорошо пригнанную курсивную пару. Вообще,
употребление курсива в паре с прямым шрифтом — явление сравнительно новое в
шрифтовой истории; в эпоху классической антиквы, когда курсивные шрифты только
что появились, ими пользовались как отдельными самостоятельными шрифтами для
набора целых книг. Видимо, некоторая «притянутость за уши» сочетания прямого и
курсива чувствуется и до сих пор. Если учесть это обстоятельство, вариации
насыщенности рубленых «выходят в финал» как, без сомнения, самая естественная вариация начертания
шрифта.
Иногда можно услышать совет вообще избегать курсивных
шрифтов в компьютерном дизайне из-за того, что их наклонная форма конфликтует
с прямоутольностью пиксельной решетки экрана. Конфликт этот выражается в том,
что наклонные штрихи курсива на экране нередко выглядят ступенчатыми (не
спасает даже анти-алиасинг, стр. 247), а необходимость вписывать каждую букву в
прямоугольник, который далеко не все программы позволяют частично надвинуть на
прямоугольник соседней буквы (в частности, это невозможно сделать в HTML-тексте, стр. 215),
приводит к искажениям кернинга в набранных курсивом текстах.
С
другой стороны, далеко не всякий рубленый шрифт хорошо сочетается с любым
шрифтом с засечками. Кроме вашего собственного опыта и художественного чутья,
пожалуй, путеводной нитью может служить только знание истории и родословной
шрифтов (стр. 126). Так, трудно выдумать что-то более уродливое, чем сочетание
вычурной, внутренне несвободной новой антиквы (гарнитуры Бодони, например) с
тоже несколько нарочитой, но совсем в ином вкусе конструктивистской Футурой или
Авангардом. В то же время нейтральная, достаточно традиционная Гельветика
прекрасно сочетается с уравновешенной, классических пропорций переходной
антиквой — не зря гарнитуры Таймc и Ариал были выбраны в
качестве двух основных шрифтов в операционной системе Windows.
137
Прекрасно
чувствуют себя вместе пары гуманистических шрифтов (например, Гарамон и Фрисет,
положенные в основу дизайна московского журнала «Internet»), производит не лучшее впечатление именно
из-за конфликта «уровня гуманизации» этих шрифтов
В
тех случаях, когда необходимо выбрать два рубленых шрифта или два шрифта с
засечками (хотя этого следует избегать, пользуясь по возможности только одним
шрифтом каждого типа), прежде всего нельзя выбирать два слишком близких друг к
другу шрифта — как и два слишком близких цвета (стр. 111), они будут лишь
смутно раздражать зрителя своей похожестью-но-неодинаковостью. Если действительно
никак нельзя воспользоваться одним и тем же шрифтом (в том числе и в разных его
начертаниях — например, набрав все заголовки курсивом или полужирным шрифта
основного текста), лучше всего, опять-таки, ориентироваться на историю и
выбирать шрифты как минимум из разных эпох.
Многие
дизайнеры находят особое очарование в моноширинных шрифтах, таких как Курьер
или Престиж. Свойственная им неуклюжесть и «разлапистость» могут обернуться
стильностью, а строгая эстетика деловых писем и компьютерных распечаток неплохо
контрастирует с популярными графическими темами, такими как искажения (стр.
295) или фотографические текстуры (стр. 119). У этих шрифтов есть главное
свойство, позволяющее без помех использовать их в дизайне: они уже достаточно
примелькались для того, чтобы их «основное звучание» не заглушало тонкие
визуальные и смысловые оттенки, накладываемые дизайнером.
Согласно законам США, авторское право может защищать
конкретный шрифт (font) в векторном формате, приравниваемый по статусу к
компьютерной программе. Однако эта защита не распространяется на то начертание (typeface) букв,
которое используется в шрифте. Это значит, что характерные графические
особенности, скажем, шрифтов Тайме или Бодони (так же как, собственно говоря, и
форма букв алфавита) не принадлежат никому. Любой желающий может перерисовать буквы какого-нибудь
известного шрифта, записать их в шрифтовой файл и продавать под любым именем.
В результате на рынке появляется множество шрифтов почти
одинаковых по виду, но различающихся названиями. Солидные фирмы обычно ограничиваются
приписыванием к «родовому» имени своего названия — так, существуют шрифты ITCGaramond, AdobeGaramond и MonotypeGaramond (которые, кстати,
различаются довольно сильно, потому что фирмы эти не
копировали буквы друг у друга, а самостоятельно рисовали
их по образцам французского типографа XVI века Клода Гарамона). Другие фирмы нередко выдумывают
для своих шрифтов имена новые, но все же чем-то схожие с оригинальными — так
возникают Opus
вместо Optima, Freeset вместо Frutiger и даже Borjomi вместо Bodoni.
Оставшаяся
часть работы не менее ответственна — нужно подобрать кегль шрифта, расстояния
между буквами и между строками так, чтобы текст звучал максимально выразительно
и лучше всего сочетался с остальными элементами. Основные принципы, определяющие
размещение материала на плоскости страницы, мы рассмотрели в другом месте (стр.
84); эти принципы вполне приложимы и к набору текста, хотя здесь существует
немало специфических правил и ограничений.